Новобогдановка 10 лет спустя: "Дети только сейчас стали нормально спать"

"Отголоски" взрывов снарядов на артиллерийских складах в Новобогдановке Запорожской области местные жители ощущают до сих пор.

Почти все эти 10 лет саперы занимались разминированием территории. Фото: Архив «КП»

"Залпы слышались каждые 3-4 секунды"
 
Новобогдановка сегодня - тихое и уютное село. Цветы возле домов, побеленные бордюры, дети смеются и вприпрыжку идут в школу. Ничего не напоминает о том ужасе, который пришлось пережить местным жителям 10 лет назад. Но страшные воспоминая крепко засели в памяти новобогдановцев.
 
- Прекрасно помню этот день - 6 мая 2004 года. Как раз шла подготовка ко Дню Победы. Я с ветеранами был на празднике в райцентре. В обед мы вернулись в Новобогдановку. То, что мы увидели, повергло нас в шок. Всюду взрывы, страшный грохот! От дыма и гари на улице стало темно, как ночью. Все дома пусты, окна и двери выбиты. Ни единой души. На пороге больницы чье-то бездыханное тело. Мы как будто попали в фильм ужасов, - вспоминает трагический день председатель Новобогдановского сельсовета Дмитрий Хлыстун. 
 
Снаряды на артиллерийских складах начали взрываться из-за пожара. Залпы слышались каждые 3-4 секунды. Боеприпасы разлетались на расстояние 10 километров. От взрывов помимо Новобогдановки пострадали еще восемь окрестных сел. Полностью ликвидировать пожар смогли только через две недели. В результате трагедии погибло пять человек, десятки ранены. 
 
- Охранник Александр Панченко погиб практически сразу. Он как раз был на базе, когда начались взрывы. Еще у четверых пенсионеров остановилось сердце - не смогли пережить тот ужас, - говорят местные жители. 
 
Страшные взрывы оглушили школьников, которые как раз сидели на уроках, осколки от разбитых окон порезали им лица. Благо учителя не поддались панике: они вывели детей из здания и вместе с ними под проливным дождем по перепаханным полям бежали из села. Детей довели до железнодорожной станции и электричкой отправили в Васильевку. А оттуда уже отвезли в "Артек", Скадовск. Некоторые из-за сильного нервного стресса угодили в больницу.
- У нас в селе тогда было полтысячи детей. Для них взрывы стали самым страшным днем в жизни. Ребята очень долго приходили в себя. Вы только представьте: отовсюду летят снаряды, дым, жуткий грохот, с ног сбивает взрывная волна, крики, плач. Забыть такое очень сложно. Потом в течение нескольких лет любые, даже самые слабые раскаты грома доводили школьников до истерик, - говорит местный житель Дмитрий. - Вот только сейчас дети стали спать спокойно. А до этого боялись оставаться в комнате без света или включенного телевизора. 
 
Сейчас склады пусты 
 
Когда снаряды начали взрываться, люди бросились спасать не только своих родных, но и всех, кому нужна была помощь. В старенькие "Москвичи" набивалось по 11-12 человек, на мотоциклы садились по семеро. Водители мотались как заводные: отвозя в безопасное место одних, тут же возвращались за другими, рискуя своими жизнями. 
 
Сейчас склады Новобогдановки пусты. Почти все 10 лет саперы занимались разминированием территории. Трое из них погибли. Несмотря на то что снарядов на поверхности и на глубине больше метра нет, люди до сих пор умудряются находить боеприпасы.
 
- Когда были взрывы, снаряды попадали глубоко в землю. Со временем они начинают выходить на поверхность. Сколько уже случаев было, когда люди случайно натыкались на боеприпас. То дети нашли гранату, которая разорвалась у них в руках, то охранник вытащил из земли какой-то предмет, который взорвался и раздробил ему кисть, - говорит Дмитрий. - События 2004 года еще долго будут напоминать о себе. 
 
Ежегодно все жители села собираются на митинг-реквием у памятника погибшим саперам в Новобогдановке. Делятся друг с другом воспоминаниями о пережитом. И молятся о том, чтобы в их жизни больше никогда не было взрывов и слез. 
 
Справка "КП"
 
Военную базу в Новобогдановке открыли в 1955 году. На ней хранилось советское, немецкое и венгерское оружие. Были боеприпасы 1914, 1937, 1920-х годов, самыми "свежими" снарядами считались 25-летние гранаты. По официальной информации, на складах хранилось на 800 вагонов боеприпасов больше, чем положено.