Остановись, мгновенье, ты ужасно!

Разоблачаем три вредных способа загнать стресс поглубже вместо того, чтобы избавиться от него.

Кто переживает душевную боль в одиночестве, чаще рискует стать заложником болезненных воспоминаний. Фото: Thinkstock.

Неопределенность, тревожные новости… А отражается ли это на нашей повседневной жизни? Может, люди уже погрузились в привычные дела - и никакого стресса?
 
"КП" расспросила психотерапевтов Инну Мацкив, Карину Самойленко, Елену Гридасову, обращаются ли к ним в последнее время с какими-то специфическими жалобами. Оказалось, есть три типичные проблемы. Причем внешне у людей все в порядке, и близкие даже не догадываются, что где-то "сбой".
 
Как же из "благополучия понарошку" перейти к настоящей стабильности? 
 
Жажда толпы
 
- Ну возьмите меня… - жалобно просит одна из клиенток, 32-летняя офис-менеджер Ирина. - Возьмите в какую-то группу, которую вы ведете. Для жен алкоголиков? Да, подойдет. Ну и что, что я не замужем? А по средам какая группа? Для худеющих? Отлично! Ну и что, что нет лишнего веса… 
 
Психотерапевты утверждают, что пора создавать "группы для любителей групп". Такая востребованность связана совсем не с тягой к самопознанию, а с банальным стремлением побыть в малознакомой компании. А еще лучше - в толпе. В самом легком варианте - появляется потребность по поводу и без повода созывать компании и принимать гостей. К сожалению, только продвинутые люди записываются на курсы или идут поболеть на стадион. Чаще пробуждается внезапный, никак не связанный с предыдущими планами интерес к сектам, политическим движениям. Тем более сейчас достаточно искушений группироваться. 
 
Те, кто пережил стрессовые ощущения, будучи в толпе (на Майдане. Антимайдане и т.д.), могут ощущать себя "обломком целого", одиноким и потерянным, возвратившись к обычной жизни. Кажется, что среди людей перенести подавленное напряжение легче. 
 
С кем бывает? "Синдром муравья" настигает избегающих по жизни одиночества и ответственности людей. Если обычно они цепляются за родных, друзей, любимых, стараются максимально сблизиться, то в состоянии повышенной неопределенности подсознательно стремятся туда, где много народа. 
 
Что делать? Отнестись к себе с уважением и вниманием, сосредоточиться на своих недюжинных достоинствах и внутренней силе. Для начала взять и записать собственные принципы, правила, планы, чтобы осознать, чем вы отличаетесь от других. Затем найти как можно больше плюсов в уединении - попробуйте его "обставить" с максимальным комфортом. Если что-то по-прежнему тревожит, лучше не бежать от этого "чего-то", а "вытащить наружу". Воспоминание или беспокойство о будущем кажется не таким уж страшным, если четко и внятно сформулировано. Но сделать это проще в одиночестве.
 
"Гейм овер"
 
- Я будто попал в компьютерную игру - делаю все автоматически и ни к чему не отношусь всерьез, - рассказывает 26-летний рекламист Андрей. - Ничего не трогает, даже здоровье не волнует, словно его можно "прокачать". Звучит так, будто этим можно гордиться: почти Будда. На самом деле в последние месяцы мне странно и скучно, ощущения от жизни пресные… 
 
"Душевная заморозка", своеобразная анестезия - утверждают психотерапевты. Иногда подсознание само переводит нас в режим "выкл.", вот только жизнь-то продолжается, и человек из нее по сути выпадает. 
 
С кем бывает? С людьми, противоположными по характеру тем, кто жаждет влиться в толпу. Это  индивидуалисты, одиночки, ответственные личности, контролирующие себя и других. У человека вроде все в порядке в делах, да и себя он держит в руках. Но… возможно, слишком крепко держит. Загнанный глубоко стресс просто саботирует все начинания, гасит эмоции, лишает жизненной энергии. 
 
Что делать? "Размораживать" чувства. Какие - это индивидуально. Кому-то нужно выплакаться, другому - поколотить подушку и побить посуду (желательно - ненужную). Роль того самого "стеклышка", отгораживающего реальность, обязательно играет сильное, неприятное и зачем-то запрещенное себе чувство: злость, обида, страх. Человек подавляет их, думая, что стоит дать им волю - и они будут сопровождать повсюду. На самом деле если хорошенько выпустить негативные чувства наружу, они "сбегут". И уступят место всей палитре переживаний. Чтобы все удалось, начинать надо с волшебного слова "доверие". Точнее, с волшебного опыта полного расслабления. Например, классическое упражнение: упасть спиной на руки подхватывающим. 
 
Обратный кадр
 
- Вчера увидел, как детскую площадку окрашивают красным, - рассказывает 19-летний студент Роман. - И вдруг померещилось: кровь, драка. Все, что было вокруг, когда погиб мой приятель. Самое страшное: я не вспоминал это, а вроде бы снова переживал. Неужели я сошел с ума? У меня глюки? 
 
Непроизвольные яркие воспоминания, которые  врываются в жизнь и выбивают из колеи, психотерапевты называют "флешбэками". Ничего общего с психическим заболеванием они не имеют, но сигналят о пережитой душевной травме. Не зря раньше такое состояние называли "последствиями военного стресса". Человек при этом не думает о печальном, живет активно, и вдруг… Оказывается, подсознание раздробило на фрагменты воспоминание, кажущееся непереносимым, и выдает "по чуть-чуть". Не когда попало, а когда в поле зрения что-то, отдаленно напоминающее те стрессовые переживания. 
 
С кем бывает? С людьми тревожными, склонными к сомнениям, ранимыми. Или - с кем угодно, если они пережили нечто шокирующее. 
 
Что делать? Можно попытаться с кем-то (а вот здесь - не в одиночку) докопаться до целостных воспоминаний. Понять, почему это мучает сейчас. Но для этого необходим терпеливый человек, не боящийся прикоснуться к чужим тяжелым переживаниям. Если такой кандидатуры нет или флешбэки беспокоят регулярно - тот случай, когда надо обратиться к психологу.