Сегодня шоумену Илье Ноябреву исполнилось 60 лет.
«Я - самоед»
- Илья Яковлевич, как вы относитесь к юбилеям?
- Никак. Никогда не делал культа из знаменательных дат. Мне часто приходится работать ведущим на чужих юбилеях, поэтому для себя решил: никаких банкетов, ничего помпезного. Обычно на таких мероприятиях о поводе помнят максимум до пятой рюмки. Да и тосты становятся обязаловкой. И уверен: если в череде тостов и пожеланий процентов 20 будут искренними - это уже хорошо. Поэтому весь день двери моего офиса будут открыты - кто захочет, тот придет и поздравит.
- Склонны ли вы вообще подводить жизненные итоги?
- Я принадлежу к той когорте людей - и думаю, что таких немало, - которых называют самоедами. Итоги подвожу с пугающей частотой. У меня все происходит спонтанно и никакого отношения к календарю не имеет. Я же по гороскопу Стрелец: достиг цели, подвел итог и тут же затеял что-то новое.
- В уходящем году вы в очередной раз круто изменили направление деятельности. Стали сценарии писать, книгу выпустили и сняли кино. C чего бы вдруг?
- Жизнь так разнообразна. Даже у человека, который 50 лет проработал на одном месте, есть что вспомнить. А тем более у нас, творческих людей. Возможно, в тот момент, когда мне захотелось что-то подытожить, я начал писать - излагать впечатления в своих сценариях.
- Могу сказать, что сюжеты у вас закручены лихо…
- Ничего не пришлось придумывать, жизнь постоянно подбрасывает лихие сюжеты - подмечай да записывай.
«К жизни меня вернул Роман Виктюк»
- Кстати, о лихих сюжетах. В вашей биографии есть факт - вы выиграли конкурс на право поступить в московский ВГИК на курс Сергея Герасимова. Почему же в итоге не поступили?
- Да, конкурс проводили в Киеве. Пришли человек 400 - отобрали шестерых. Но когда мы приехали в Москву, оказалось, что курс набран.
Кстати, состав его был сильнейший: Наталья Белохвостикова, Наталья Варлей, Николай Еременко, Наталья Бондарчук. Все они потом были у меня на программе «Я - памятник себе», вспоминали студенческие годы.
- И что же вы год спустя в Москву не поехали поступать, возможно, ваша творческая судьба сложилась бы по-другому?
- Помешали семейные обстоятельства, а я от таких вещей очень зависимый.
Поступил в Киевское эстрадно-цирковое училище, стал актером. Не скрою, сильно жалел, что не поехал поступать в Москву повторно. У меня ведь и позже были варианты уехать туда уже в качестве актера, мне даже квартиру давали - но, видно, не судьба.
- Зато кем вы только не работали в Киеве, был даже момент - «Мерседесами» торговали…
- Это правда. А мой друг - покойный актер Толик Дьяченко - у нас на фирме работал на подхвате, в том числе и мебель собирал. Время такое - середина 90-х, ну не было нормальной работы, тут не до актерства. Мне искренне казалось, что я в искусство никогда не вернусь, что возрождения не будет. Не ходил в театр, потому что смотреть на это все было невозможно.
Вернул меня к жизни Роман Виктюк. В 1994 году он впервые привез в Киев свои спектакли. За громадный период времени я увидел на сцене эмоции. Ведь театр для меня - это именно эмоции. В театр ходить и думать не нужно, лучше книгу прочитать. А благодаря Виктюку я понял, что театр жив.
- И вы забросили свои «Мерседесы»?
- Да, в один прекрасный день я вышел из офиса и не вернулся. Целый месяц бродил по улицам и вынашивал идеи. Тогда-то и придумал программу «Я - памятник себе», а затем поехал в Москву к своему другу Матвею Ганапольскому, и мы вместе сделали проект.
Расставание с телевидением
- Как у вас обстоят с ТВ дела сейчас?
- Ушел, поскольку разонравилось. Я прошел на ТВ все жанры, и мне уже не интересно. Единственное, на что бы повелся - на камерное ток-шоу или программу о кино, но не информационную, а… врачебную, где бы была возможность интересно препарировать кино.
Мне в свое время очень нравилась «Кинопанорама» Эльдара Рязанова. Как режиссер он знал кино изнутри, и разговор с коллегами шел на равных без восторгов и заискиваний, поэтому смотреть на это было интересно.
А что сейчас? Посмотреть ту же программу о кино Федора Бондарчука - это сплошное промо самого Бондарчука.
- Глядя на то, как вы увлеченно занимаетесь своим фильмом «Хроники утопленника», создается впечатление, что телевидение вас потеряло всерьез и надолго. Это ваш режиссерский дебют в кино. Как ощущения?
- Было страшно начинать. Одно дело - cценарий написать, другое - сделать по нему фильм. Я шел к этому, учился, наблюдал. Это удивительное ощущение, когда ты в центре и все ниточки процесса у тебя в руках.
Первые два дня мне было панически страшно. Но самое интересное, я понял, что и маститым актерам тоже бывает страшно: а вдруг не получится?
Мне приятно понимать, что все актеры хотели в этом фильме сниматься. И Гоша Куценко, и Володя Шевельков. Они буквально бились за роли. Маша Миронова соперничала с Оксаной Фандерой.
- Утвердили Миронову…
- Да, чему очень рады. Маша - уникальная актриса, которая в любой эмоциональный градус может войти с ровного места. Не изобразить, а прожить в тонкостях и деталях.
Мне было приятно, когда после съемок фильма Маша Миронова сказала, что за свой богатый съемочный опыт лишь дважды ощущала единение с режиссером: первый раз, когда снималась у Лунгина, а второй раз здесь.
«Персонаж Куценко по сути человек-тряпка»
- У Гоши Куценко были конкуренты?
- На эту роль был утвержден Константин Лавроненко, известный по фильму Звягинцева «Возвращение». Если бы в «Хрониках» играл он, это была бы драма. По Лавроненко видно - его персонаж не способен на компромиссы. Куценко же сыграл гениально. Его персонаж - мечущийся человек, по сути человек-тряпка. Да, но фильм не про него, а про то, что компромиссы не помогут тебе жить лучше - судьба все равно догонит.
- Как вы думаете, почему у Куценко ролей много, но значительных почти нет?
- Потому что его приглашают на роли с определенной функцией - либо он мачо, либо злодей. А в «Хрониках утопленника» у него психологическая роль.
- В фильме на главных ролях российские актеры. Можно ли его считать украинским?
- У нас если фильм не про Голодомор или еще что-то глобальное, то он не считается украинским. И никого не интересует, что в нем снялось много наших актеров и играют они на высоком уровне. И вся съемочная группа, за исключением композитора, - украинская.
- Когда премьера ваших «Хроник утопленника»?
- Фильм закончен. В феврале-марте будущего года он выйдет в прокат по СНГ.
- Давид Черкасский сказал, что видел этот фильм, и он ему понравился.
- Да, я устроил в Киеве закрытый показ для друзей. Я не мог его не показать. Это как переносить ребенка.
Я очень переживал, как примут. Когда фильм закончился, все стали аплодировать, но это были аплодисменты не вежливости и даже не благодарности - людям действительно понравилось. Картина эмоционально тронула людей. Когда пошли титры, два человека выбежали из зала. Я испугался, что им не понравилось. Как потом выяснилось, они побежали плакать.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Илья Ноябрев родился в Киеве в 1947 году. Окончил Киевское эстрадно-цирковое училище. Исколесил весь СССР в качестве конферансье.
В 1996 году пришел на телевидение. За 11 лет был ведущим и автором многих телепроектов: «Я - памятник себе», «Золотой гусь», «Показуха», «Афера», «Игра в классики».
Последним телепроектом Ноябрева стало ток-шоу «Я все про вас знаю», где его соведущей выступила Нелли Уварова.
В 2007 году всерьез занялся кино. Сегодня Илья Яковлевич совмещает в себе три ипостаси - сценариста, режиссера и продюсера. В октябре вышла книга его сценариев «13 месяцев».
Зимой состоится премьера его режиссерского дебюта - фильм «Хроники утопленника», сценарий которого создан по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп».