Валентин Тимошенко из Люботина утверждает, что ему открылась тайна, над разгадкой которой мастера музыкальных инструментов бьются уже триста лет
В сельском домике топится печка, в комнате пахнет ацетоном, краской и чем-то сладковатым - мастер трудится над изготовлением особого лака по старинному рецепту. Житель Люботина Валентин Тимошенко уже несколько недель не выходит из дома, ворожит над новым инструментом – скрипкой, которая, по его словам, будет такой же, как и у Страдивари.
Сменил столицу на деревню
Секрет Страдивари, наверное, одна из величайших тайн цивилизации, разгадать которую пытались многие. Эти скрипки стали популярны во всем мире благодаря особому тембру. Разгадать древнюю тайну пытались многие, но пока, увы, нет ни одного признанного открытия. Чтобы разгадать секрет Страдивари, Валентин Тимошенко пожертвовал многим. Например, уехал из столицы (где жил до сорока лет) в деревню и стал затворником.
- Я стал затворником на целых двадцать лет. Специально создал вокруг себя обстановку, максимально приближенную к той, что была во времена Страдивари - триста лет назад. Единственным связующим звеном с внешним миром была жена. Два раза в неделю она приносила покушать, помогала тестировать инструменты. Супруга работала преподавателем скрипки в музыкальной школе. Я же страстно был погружен в работу: никого не видел, ни с кем не разговаривал. Все колдовал над лаками и красками. Жена такой жизни не выдержала, ушла от меня. И я остался сам. До открытия оставалось пять лет.
Когда Тимошенко осознал, что разгадал тайну, ему захотелось рассказать об этом всему миру. Он зашел в Интернет на серьезный музыкальный форум и наивно написал: «Я разгадал секрет Страдивари. Кто-то хочет поговорить об этом?». В ответ посыпались насмешки – мало кто поверил сельскому мастеру.
Инструмент для юного гения
Но когда Валентин Борисович разместил в Интернете фотографии инструмента и видео с игрой, то колкости сменились восхищенными отзывами и похвалами. Инструмент выглядел идеально: и внешне и по звуку напоминал знаменитые итальянские. Апофеозом Интернет-эпопеи стал звонок от господина из Риги. Он рассказал о достижениях своего 11-летнего сына – скрипача, и заказал для него скрипку у мастера из Люботина.
- Это гениальный мальчик, я слушал его выступления на дисках. Несмотря на юный возраст, он был удостоен чести играть сложнейшее произведение Паганини перед английской королевой. Его папа предлагал купить у меня один из готовых инструментов, но я сказал. что лучше сделаю и просто подарю новый. И закипела работа. Дорогие деревянные детали заказали в Америке, а все остальное - склейка специальным клеем, вскрытие лаком - делаю по рецепту итальянских мастеров.
Секрет Куинджи тоже разгадан?
В том, что секрет ему поддался, Тимошенко не сомневается. Он держал скрипку Страдивари в руках, долго рассматривал ее, и говорит, что знает об этих инструментах все.
- Как мне это удалось? С детства любил разгадывать секреты. А в юности увлекся искусством, живописью. Устроился работать в Украинский Художественный музей. Там меня увлек секрет известного живописца Архипа Куинджи. Считается, что он знал тайну особых красок, и поэтому у него получалась насыщенная контрастная ночь. Тогда я провел некие эксперименты и вычислил, что дело не в красках, а в одном из компонентов итальянского лака. Это вещество смешивалось с красками, значительно повышало их яркость и удивительным образом ограничивало нежелательное проникновение одного цвета в другой, что делало возможным передавать иллюзию света! Параллельно я делал гитары, и не было двух одинаковых, потом лютни, а потом стал присматриваться к скрипкам. И сам не заметил, как увлекся секретом Страдивари. Сегодня я точно могу сказать, что знаю всю технологию. Конечно, многие скептически относятся к моему открытию. Чтобы быть убедительным, мне нужно сделать инструментов десять - пятнадцать. И вот, когда все они зазвучат одинаково с неподражаемым и характерным только для скрипок Страдивари тембром, сомнений, думаю, не останется ни у кого.
Наша справка
Антонио Страдивари родился в Италии в 1644 году. Считается, что некоторое время он был учеником достаточно известного в те годы мастера музыкальных инструментов Амати. Известно, что Страдивари долгое время делал дорогие деревянные украшения для интерьера и учился играть на скрипке. Его называли музыкантом с руками резчика. В 80-х начал делать инструменты самостоятельно, его скрипки быстро снискали хорошую славу – и с виду, и по звуку они были идеальны и не имели равных в Италии и за ее пределами. Кроме скрипок, Страдивари изготавливал и другие струнные - альты, виолончели. Главный секрет - в необыкновенном звучании – ни до ни после никому не удалось создать скрипку с таким нежным, трепетным и певучим «голоском». Еще при жизни Страдивари стал богат и почитаем. Умер, не дожив всего несколько лет до столетнего юбилея. Считается, что свой богатый опыт он не передал никому, даже своим сыновьям. В мире сохранилось около 650 инструментов мастера. Все они находятся в музеях, коллекциях или принадлежат фондам, которые предоставляют их в аренду одаренным музыкантам.