Николай Леонидович очень любил парады 1 и 9 мая, когда на Красной площади он мог любоваться своими детищами - танками КВ, ИС и модернизированным танком "победы" Т-34.
В 1964 году Первомай еще и совпал с Пасхой. Конструктор очень хотел отметить праздники с друзьями, обещал коллегам вернуться в строй. "Рано мне списываться, всего 60", - говорил он подчиненным. Но тяжелая болезнь не дала шанса трудоголику Духову поставить на колеса другие свои изобретения.
Родственник Гоголя
Работая в секретных подразделениях, Николай Духов получил много наград и званий, но был известен лишь узкому кругу посвященных. Только 1 мая 1964 года, когда в "Правде" и "Известиях" напечатали некролог и биографию гениального изобретателя, советский народ о нем узнал.
Первые заказы на военное оружие Духов получил в 7 лет. Старшие сельские "разбойники" просили его сделать для своих игр деревянные винтовки. В школу по грязи добирался на своих ходулях, а в подростковом возрасте уже мастерил сеялки и часы. Однажды выпускник Гадяцкой гимназии принес в сельский клуб коробку, завернутую в рушник.
- Это радиоприемник! - ошарашил местных жителей Духов. Но тогда селяне так и не услышали говорящей машины. После долгого кручения ручек радио только треск издало. Юный Кулибин засел дома, а на десятый дней жители Веприка впервые в жизни услышали трансляцию оперы "Кармен".
"Если бы Духов не стал конструктором, наверное, был бы хорошим художником. Он очень любил рисовать, особенно карандашом. Пейзажи Гадяча, портрет сестры Ады. Был очень сильным парнем, зимой закалялся и таскал гири. А в одном из сельских боев уложил на лопатки богатыря округи Гузя и выгнул подкову", - пишет в книге воспоминаний Владимир Сергиенко.
Еще в детском возрасте он наслушался от деда рассказов о гениальном родственнике Николае Гоголе, которого старый Дух на руках держал, и, видимо, подсознательно и сам задался целью стать известным.
|
Трактор, автомобиль, кран
Прежде чем стать конструктором, молодой Духов трудился на сахарном заводе и учился в Харьковском геодезическом институте на землемера. Сокурсник Николая вспоминал, что ради новой книжки по механике Духов не брезговал грязной и тяжелой работой. Ночами мог разгружать вагоны, а потом половину денег оставить в книжной лавке. На вторую - обязательно водил друзей в театр.
В Ленинград попал по протекции дальнего родственника. Но так блистал в институте, а потом в конструкторском бюро, что никто и подумать не мог о "блате". Николай быстро влился в коллектив и приступил к выпуску трактора "Универсал", а потом и первого легкового советского автомобиля "Л-1".
Вскоре инженер Ленинградского Кировского завода приступил к созданию первого отечественного железнодорожного крана. Проект хотели отдать немцам, но те объявили, что работать над ним будут два года. Наши спроектировали 75-тонный кран за 23 дня. А во время испытательных работ махина подняла груза на 15 тонн больше, чем было рассчитано.
Жену нашел на работе
- Жениться тебе пора, Коля! - часто повторяла мать своему красавцу сыну.
- Где ж я с невестой познакомлюсь? На работе? - отшучивался он. Напророчил. Во время работы над машиной "Т-29" в бюро пришла новая сотрудница-копировщица Люся Чекалина. Духов сразу же обратил на девушку внимание, но признаться в чувствах стеснялся. Съездил на выходные домой, на Полтавщину, рассказал сестре Аде о сокровенном. Ада увидела, что брат по уши влюблен в свою Люсю, и сплела ей купальский венок в честь праздника.
Рано утром он уже лежал на столе копировщицы.
- Правда, что в Украине такие венки надевают незамужние девушки? - спросила Люся у Николая.
- Выходи за меня замуж! - выдал с ходу конструктор. Через пару месяцев они сыграли свадьбу.
|
Его считали везунчиком
Нелегкая доля выпала молодой супруге Духова. С началом войны она практически не видела мужа. Николай Леонидович в эвакуации работал главным конструктором Челябинского танкового завода и буквально дневал и ночевал в рабочем кабинете, проектируя танки.
В 1943 году Духова вызвали в военкомат.
- Рады вам сообщить о присвоении очередного воинского звания. Теперь вы генерал-майор инженерно-танковой службы! - ошарашила женщина в военкомате.
Это было неожиданное и очень приятное признание резульатов его труда. Хотя Духов на тот момент уже и медаль "За трудовую доблесть" имел, и орден Ленина.
Духова все считали везунчиком. Однажды после исполнения очередного крупного заказа он получил премию и решил купить "Волгу". На сдачу продавщица предложила взять лотерейные билеты. Одна из комбинаций цифр оказалась выигрышной!
- Вторая "Волга" за месяц! - шептались соседи.
Когда в 1964 году Николай Леонидович попал в больницу, никто не думал, что все серьезно. Но у конструктора был лейкоз. Последнее десятилетие он работал в засекреченной отрасли, присутствовал при взрыве первой советской атомной бомбы. Видимо, это и ускорило уход талантливого конструктора.
СПРАВКА "КП"
Духов участвовал в создании таких машин ("Т-34" "Т-85", "КВ" и "ИС"), которые в техническом плане были настоящим прорывом в танкостроении, говорится в биографической книге "Николай Духов" Владимира Сергиенко.
С середины 1930-х молодой инженер увлекся разработкой танка с противоснарядной броней. Его детище "КВ" в то время и впрямь было практически непробиваемым.
За неуязвимость немцы прозвали машину "призраком". Иногда в корпус танка попадало до 50 снарядов (!), но он продолжал бой.
Тяжелый однобашенный танк - тоже идея Духова. Он соединил в нем максимальную броневую защиту, мощную пушку и маневренность. Кстати, идея придать характерную форму башне пришла ему на ум невзначай - после опрокидывания мыльницы.
С участием Духова были разработаны танк "КВ-2" (для штурма линий дотов и дзотов) и "Т-34" (с броней под рациональными углами наклона). А на Челябинском танковом заводе конструкторское бюро Духова создало непобедимую машину "ИС", названную так в честь Иосифа Сталина. Этот танк превосходил по свои характеристикам знаменитые немецкие "тигры" и "пантеры".