Льготникам хотят выдавать специальные талончики

Новая система может заработать уже со следующего года.

Льготные талоны добавят кондукторам работы. Фото: Максим ЛЮКОВ

О том, что вопрос монетизации льгот давно назрел, специалисты говорят не первый год. В Кабмине решили к ним прислушаться и озвучили свое видение решения этой проблемы.
 
Министерство инфраструктуры разработало методику учета льготных категорий пассажиров, пользующихся общественным транспортом, – соответствующее постановление размещено на официальном сайте министерства. Если документ вступит в силу, методика заработает с 1 января 2015 года и охватит исключительно автобусные маршруты – городские, пригородные и междугородние.
 
Цель – сократить бюджетные расходы на компенсации транспортникам за перевозку льготников. Дело в том, что сегодня для расчета суммы компенсаций за основу берут количество перевезенных платных пассажиров. Их число просто умножают на коэффициент, который ежегодно определяется статистическими органами. Однако, даже зная общее количество льготников, все равно невозможно определить, сколько из них действительно пользуются услугами перевозчиков. Поэтому их решили пересчитать.
 
Почетную обязанность печатать и распространять льготные талоны хотят полностью возложить на местные органы власти. А чтобы билетики не перепродавали и тем более не раздавали "по знакомству", в учетных документах зафиксируют номера удостоверений, дающих право на бесплатный проезд.
 
Учет и контроль планируют вести четыре месяца – в январе, апреле, июле и октябре 2015-го. Правда, где и как будут выдавать талоны, пока не решили, переложив это опять же на местные власти. Известно только, что для  их получения льготнику придется обратиться с заявлением, имея при себе паспорт и свидетельство, дающее право на бесплатный или льготный проезд. Но и это еще не все: для того чтобы поездка все же состоялась, талон нужно будет обменять в кассе на билет.
 
КСТАТИ
 
Эксперты новшество не оценили
 
Говорят, "советская система" и вчерашний день.
 
Эксперты отнеслись к такому новшеству, мягко говоря, прохладно. Особенно учитывая, что реализация данной министерской инициативы влетит местным бюджетам в копеечку – по предварительным расчетам 25,5 млн грн. ежемесячно!
 
- Льготников в Украине много, как нигде, оттого и суммы на выходе такие астрономические, - пояснил "КП" эксперт по транспортным вопросам Василий Шевченко. – Что касается самого нововведения, то, на мой взгляд, оно неэффективно. Разработка такой бумажной, если можно так выразиться, "советской" методики – это фактически признание невозможности внедрить в Украине систему электронного учета.
 
С коллегой полностью согласен транспортный эксперт Александр Кава, говоря о том, что вся существующая в нашей стране система оплаты общественного транспорта – это нонсенс и прошлый век. Европа уже давным-давно перешла на электронную систему оплаты и учета пассажиров.