Надежды найти живых на южнокорейском пароме "Севол", затонувшем 16 апреля, почти не осталось. Список пропавших без вести, увы, превратится в перечень погибших. На борту было 476 членов экипажа и пассажиров, по последним данным, удалось спасти только 174 человека. Более трехсот жертв - это одна из крупнейших морских трагедий последних лет. "Комсомолка" попросила первого заместителя председателя Российского профсоюза моряков Игоря Ковальчука прокомментировать возможные причины крушения парома и гибели людей.
1. Переоборудование
Паром был построен в 1994 году. Два года назад его приобрела корейская компания Chonghaejin Marine. По сообщениям южнокорейских СМИ, сразу после покупки компания-судовладелец переоборудовала "Севол", увеличив количество пассажирских мест и общую грузоподъемность судна. Могла ли такая экономия оказаться губительной?
- Надо проверить, насколько правильны были расчеты, не была ли во время реконструкции экономия поставлена во главу угла в ущерб безопасности, - говорит Игорь Ковальчук. - У паромов с их огромными пространствами внутри запас плавучести ниже, чем у других видов судов. Но, думаю, только из-за переделок катастрофа произойти не могла. Наверняка причиной стал комплекс факторов.
2. Резкая смена курса и смещение груза
По одной из версий, начало крушению положила резкая смена курса парома. Судно накренилось, груз в его трюмах - а это в основном автомобили - сдвинулся. Дальше - снежный ком. Крен увеличивается, груз сдвигается еще дальше... В итоге крен достигает 60 градусов. Но что заставило рулевого совершить резкий поворот? Ведь паром - как трамвай, ходит по одному и тому же фарватеру, как по рельсам. Правда, в момент резкой смены курса на борту не было капитана - маневр выполнял его помощник. Может быть, он отклонился от курса и решил быстро исправить ошибку?
- Такое вполне могло быть, - считает Игорь Ковальчук. - Когда ты делаешь одно и то же изо дня в день, уровень внимания снижается. Не исключено, что на "Севоле" помощник по какой-то причине сбился с курса, а потом бросился его исправлять, бросив судно в слишком крутой поворот.
Был ли закреплен груз в трюмах парома? Скорее всего, нет. Волнение на море не предвещало проблем.
3. Попытка справиться с ситуацией своими силами
"Севол" накренился в 7.40 утра, однако спасатели получили сигнал бедствия только в 8.58. Причем передал его не экипаж, а один из подростков-пассажиров по мобильному телефону. Почему экипаж молчал больше часа? Ведь как раз этого часа не хватило, чтобы спасти людей.
По словам Игоря Ковальчука, моряки неохотно обращаются за помощью, поскольку это дорого обходится судовладельцу.
- Это болезнь и у наших моряков, и у коллег из других стран, - говорит Ковальчук. - Судовладелец последнего пытается справиться с опасной ситуацией своими силами. К тому же поначалу крен мог быть не очень большим, и экипаж не в полной мере осознавал опасность.
Вполне возможно, что капитан парома Ли Чжун Сок в этот роковой час мирно спал у себя в каюте. А третий помощник, который был за штурвалом, долго не будил шефа.
4. Приказ "Оставайтесь в каютах"
Паром продолжал крениться, но людей все еще можно было спасти. Однако капитан, вместо того, чтобы вывести пассажиров наверх, предложил им оставаться в каютах, надев спасательные жилеты. Но это противоречит всем правилам мореплавания!
- На любом судне есть шлюпки и спасательные плоты, общая вместимость которых превышает число людей на борту, - говорит Игорь Ковальчук. - Даже если есть сильный крен, имеется возможность спустить их на воду. И в случае опасности лучше перевести людей на плоты, чем дожидаться, пока судно перевернется. Оставив людей внутри, экипаж обрек их на гибель. Крен в 60 градусов - судно практически полностью лежит на боку. Сориентироваться в такой обстановке трудно. Куда бежать, где выход? Пассажиры оказались заперты в трюме, словно бедняки на "Титанике" на нижних палубах. Когда "Севол" перевернулся, шансов выжить у оставшихся в каютах практически не осталось. Люди остались в каютах, спаслись только те, кто вышел на палубу, надел спасжилет и вовремя прыгнул в море.
Несколько дней родственники пассажиров надеялись, что люди могут выжить в воздушных карманах на внутренних палубах. Но когда водолазы проникли туда и начали десятками доставать тела, надежды не осталось.
5. Паника в экипаже
Власти Южной Кореи опубликовали запись переговоров экипажа "Севола" с подошедшим спасательным судном. Вывод один: среди экипажа царила паника.
- Впечатление, что экипаж оказался абсолютно не готов к опасной ситуации, - говорит он. - Примерно то же самое было на лайнере "Коста-Конкордия" в 2012 году (см. "Кстати"). Больше всего меня поразило, что капитан оказался на берегу раньше, чем пассажиры. Есть правило, гласящее, что он должен покинуть судно последним. Никто не заставляет его тонуть вместе с паромом. Но он должен до последней секунды организовывать процесс борьбы за судно и спасение людей! Если бы он продемонстрировал решимость, хладнокровие, то и экипаж воспрянул бы духом. И тогда была бы надежда спасти еще кого-нибудь. Сейчас капитана и его помощников арестовали, их будут судить. Я считаю, это обоснованно.
|
КСТАТИ
Капитан "Конкордии" тоже сбежал с тонущего корабля
Произошедшее с паромом "Севол" чем-то напоминает крушение итальянского круизного лайнера "Коста-Конкордия" 13 января 2012 года. Следуя привычным маршрутом по Средиземному морю, судно наскочило на риф у острова Джильо и легло набок. На борту находились 4200 пассажиров, 32 из них погибли. Капитан лайнера Франческо Скеттино до последнего момента утверждал, что у судна небольшие проблемы. А когда стало ясно, что имеет место крушение, Скеттино сбежал на берег одним из первых.