В старом буфете со стеклянными дверцами среди парадной посуды красуется серебряный подстаканник. Ему 125 лет. Вещь старинная - видно сразу. А еще это семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение как символ преданности главному делу - врачеванию.
Реликвия со своим предназначением справляется отлично: профессиональный стаж медицинской династии насчитывает уже 236 лет!
ПРАДЕД - ЗЕМСКИЙ ВРАЧ
- История подстаканника связана с моим прадедом Николаем Семеновым, который работал земским врачом в Твери в конце ХІХ века, - рассказывает Александра Круть, четвертая наследница реликвии.
Одной из первых пациенток молодого специалиста стала 17-летняя девушка с тяжелой формой туберкулеза. Николай Александрович около полугода пытался ее спасти. Но тогда не было антибиотиков, и, к сожалению, девушка умерла. Ее родители были убиты горем, но при этом очень благодарны врачу за его усилия. В знак признательности они подарили доктору подстаканник со специально нанесенной гравировкой: тройка лошадей - это символ жизни, сломанное дерево с цифрой 17 на столбе - напоминание о пациентке, погибшей в юном возрасте. По тем временам это был дорогой и редкий подарок, ведь подстаканники появились в пассажирских поездах в бытность министра путей сообщения России Сергея Витте в 1889-1892 годах.
Николай Александрович очень дорожил этой вещицей, всюду брал с собой, даже в ссылку на Дальний Восток в начале ХХ века. А отправили его туда за то, что отказался подписаться свидетелем задержания рабочих, разбрасывавших листовки на вокзале. В 1905-м Семенова призвали на Русско-японскую войну врачом. За самоотверженную службу царское правительство реабилитировало его и разрешило вернуться домой. На Дальнем Востоке в семье Семеновых родилась старшая дочь Нина, первой унаследовавшая серебряный подстаканник.
- Прадед сказал, чтобы она тоже передала семейную реликвию детям и внукам, которые посвятят себя медицине, - продолжает Александра. - Несмотря на войну и разруху, бабушка хранила подстаканник и в точности выполнила наставления.
|
БАБУШКА - ЭПИДЕМИОЛОГ
Нина Николаевна по специальности была эпидемиологом, но волею судьбы стала, как и отец, военным врачом. Работала на Кавказе, в Средней Азии, в Казахстане. Там ее и застала весть о том, что Германия напала на СССР. Оставив на родных 10-летнюю дочку Лилю, отправилась на войну. После победы еще год проработала военным медиком в Вене.
Пока мама защищала Родину, Лилю жизнь забросила из Москвы в Свердловскую область, где она жила в детдоме. После войны Нине Николаевне пришлось постараться, чтобы отыскать уже взрослую дочь. Вместе с Лилей она уехала в Крым, где потом работала в мединституте.
- У бабушки много наград. Есть "За оборону Сталинграда", два ордена Красной Звезды, медали "За отвагу", "За боевые заслуги" и другие. Она дожила до девяноста лет. Уже на пенсии написала мемуары, благодаря которым мы многое знаем о ее жизни и жизни прадеда, - говорит Александра.
В четырех общих тетрадках воспоминаний есть много поразительных рассказов. Например, как Нина Николаевна проводила по ночам вакцинацию солдат против холеры и тифа - днем было не до того, мужчины шли воевать. И вот вечером медсестры со шприцами встречают бойцов, и в списках на прививку прочерков ставили больше, чем галочек - многие с боя не возвращались.
А от этой истории просто мурашки идут по коже.
"Мы пробирались в воинскую часть через поле ночью. А там нас встретили с большим изумлением: "Как вы сюда пробрались? Здесь кругом все заминировано!" Оказалось, военные ждали нападения и поэтому основательно подготовились.
Тогда командир сказал медикам: "Значит, вы точно до Победы доживете. Пройти через это минное поле невозможно - очень густо мины лежат".
|
МАМА - ПЕДИАТР, ДОЧЬ - НЕОНАТОЛОГ
И, конечно, в мемуарах есть рассказ о серебряном подстаканнике, который Нина Николаевна передала по наследству дочери Лиле. Выйдя замуж за военного, она много ездила по стране, но в конце концов семья поселилась в Запорожье. Лилия Борисовна до последнего дня проработала в детской больнице педиатром, стала заведующей первым в городе отделением патологии новорожденных, которое сама и организовала.
Следующей наследницей реликвии стала ее дочка Александра. У нее тоже завидный послужной список. Доцент кафедры пропедевтики детских болезней Запорожского медуниверситета. Работала неонатологом. Сейчас обучает иностранных студентов-медиков.
- Моя дочь Таня учится на втором курсе медицинского университета, она отличница. Через четыре года получит диплом, и семейная реликвия перейдет к ней, - улыбается наша собеседница.
ВНУЧКА - СТУДЕНТКА МЕДУНИВЕРСИТЕТА
Так уж вышло, что подстаканник в семье передается именно по женской линии, ведь после прадеда врачами становились только девушки. Попахивает мистикой, не правда ли? Ведь своеобразное благословение династия получила в далеком ХІХ веке после истории с пациенткой-девушкой. Но традиция может измениться, ведь студентка Таня - медик не только по материнской линии (кстати, в пятом поколении), но и по отцовской (в третьем).
- Моя мама всю жизнь работала акушером-гинекологом, была очень хорошим врачом, - подключается к беседе муж Александры Юрий. - Я и моя сестра также стали медиками. Алла уехала в Москву. Она профессор, работает в медицинском институте.
Юрий Яковлевич - проректор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, доктор медицинских наук, профессор. Кроме того, работает в перинатальном центре. Кстати, родной дядя и племянница Юрия Яковлевича тоже медики. Так что общий профессиональный стаж четы Круть уже пора пересчитывать.
КОМПЕТЕНТНО
"Династии - это закономерность"
- Медицинских династий в нашей области много. Недавно выпустили книгу о 89 семьях, и это только те, где выросло минимум три поколения врачей. Плюс готовим приложение еще о 15 фамилиях, - говорит председатель Запорожской областной организации профсоюза работников здравоохранения Украины Алла Тонковид. - Дети, которые воспитываются в семье медиков, зачастую идут по стопам родителей. Это закономерно. Ведь они с самого детства слышат о том, как лечат людей, и осознают, насколько эта работа важна и бесценна. Так что профессия эта передается с генами.