Книжная полка

СОВРЕМЕННЫЙ РОМАН
 
 
Захар ПРИЛЕПИН "Обитель"
 
АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014 
 
"При входе в трапезную сразу ударил запах, от которого за день в лесу отвыкли: немытая человеческая мерзость, грязное, изношенное мясо - никакой скот так не пахнет, как человек и живущие на нем насекомые. Но Артем точно знал, что уже через семь минут привыкнет, и забудется, и сольется с этим запахом, с этим гамом и матом, с этой жизнью. Нары были устроены из круглых, всегда сырых жердей и неструганых досок. Артем спал на втором ярусе. Василий Петрович - ровно под ним..."
 
Выходит новый роман Захара Прилепина, имя которого на любой обложке уже и так-то гарантия резонанса, а тут еще и произведение по-настоящему большое, так что горячего обсуждения и дискуссий точно не избежать. Хотя это вовсе не политический памфлет, как могли ожидать читатели, ищущие подтверждений радикализма Прилепина. "Обитель", которую он писал долго, серьезно, собирая материалы по истории Соловецкого архипелага и лагеря, - безусловная удача писателя, и ее можно назвать эпическим полотном с героями античной безоговорочности.
 
Речь идет о Соловках. Это конец 20-х годов и последний акт драмы Серебряного века. В бараках лагеря доживают последние его представители. Десятки персонажей - интеллигенты, монахи, блатари, чекисты. Клубок судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история любви вписана в историю страны с ее болью, кровью, ненавистью. История лагерного заключенного, 27-летнего Артема, развивается неспешно, а затем все стремительнее - до неожиданной развязки. Свою связь с Соловками Захар Прилепин ощущает через своего прадеда, который отбыл в лагере три года за то, что избил уполномоченного. "Мощный метафизический текст, захватывающий с первых слов, о степени личной свободы и физических возможностей человека", - говорит издатель Шубина. 
 
НОН-ФИКШН
 
 
Евгений ГРИШКОВЕЦ "Боль"
 
"Махаон", 2014
 
"Сколько лет они дружили, столько и ругались, если выпивали без свидетелей и компании. А тут Вадиму необходимо было поговорить без свидетелей. Поговорить правильно и деликатно. Деликатно, потому что поговорить нужно было о деньгах. И еще потому, что у Бори деньги были, и много. Очень много! Давно. А у Вадима они то были, то не были. А в этот раз у него их не было вовсе. Их отчаянно, абсолютно, ужасно не было. И они так же отчаянно и ужасно были необходимы. Вадим приехал к Боре, чтобы попросить немаленькую сумму, которая ему нужна была позарез. Деликатность же ситуации усугублялась тем, что Вадим уже однажды брал у Бори деньги в долг и отдал с большим трудом".
 
После недолгого увлечения публицистикой Гришковец вернулся к художественной прозе. Новая книга Гришковца состоит из повести "Непойманный" и пары новелл. По словам автора, между ними нет такой уж непосредственной связи. "Но я ощущаю сборник "Боль" как художественный цикл, в котором боль, состояние как душевное, так и физическое, становится призмой, через которую человек смотрит на мир особым образом - как он прежде не смотрел, - говорит Гришковец. - Боль как способ восприятия мира - не ужасный, не страшный - просто один из способов..." Гришковец кропотливо и довольно долго, три года, работал над сборником. Писатель надеется, что это первая "Боль", которая принесет интеллектуальное удовольствие читателю. 
 
КУЛЬТ-ЛИЧНОСТЬ 
 
 
Ирина Хакамада "В предвкушении себя"
 
"Альпина Паблишер", 2014 
 
"Черные ажурные чулки под строгими черными брюками. Помню, как Немцов нагнулся, чтобы поднять упавшую ручку, и с изумлением обнаружил ажурную полоску между ботинком и окончанием брюк. "Ну ты даешь, Хакамада! - прошептал он мне на ухо во время заседания. - Это гольфы или чулки?" - "Чулки". - "Класс!" Я была страшно довольна произведенным эффектом. "Коммерсантъ" вышел с фотографией: мы сидим с Немцовым рядом, и он заглядывает под стол. Очень смешно".
 
Никакие горы глэм-журналов не научат вас тем тонкостям имиджа и стиля, как эта книга Ирины Хакамады (выйдет на днях). В книге хватает "полезностей" и для женщин, и для мужчин, которых Ирина чувствует очень хорошо, недаром же свой собственный стиль она называет gentlewoman и обожает Тильду Суинтон за ее андрогинность. Впрочем, стиль Хакамады возник далеко не сразу. Экскурс в собственные метаморфозы автор делает настолько содержательным, что к концу книги кажется - ты знаешь все секреты счастья, силы, успеха и, главное, хоть какой-то независимости от навязанного нам мира потребления. Многие вопросы-ответы помогут нам поглубже заглянуть в себя. Ну, например, интересно же, может ли неуверенный человек выглядеть уверенным только благодаря красному галстуку или красным шпилькам? Что происходит с человеком, когда он на пляже за три копейки покупает "паленую" сумку под крокодила? 
 
ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО
 
 
Александр СТЕФАНОВИЧ "Кураж" 
 
"Рипол классик", 2014 
 
"На тех же гастролях в Ленинграде произошел драматический случай. В перерыве между песнями, когда зрители стали выходить с цветами на сцену, какой-то мужик тоже подошел с букетом. Задержался, что-то сказал Алле, оттопырив лацкан, и ушел. Спустя несколько минут я почувствовал неладное: у Пугачевой прямо на сцене начал садиться голос, она даже сократила программу, хотя и довела концерт до конца. Бросился к ней в гримерку. Алла сидит бледная, трясется. Оказывается, тот тип на сцене показал ей финку во внутреннем кармане пиджака и сказал: "Бойся меня. Я тебя прикончу". Задержать его не удалось, а Аллу пришлось отвезти в больницу, чтобы снять спазм голосовых связок".
 
Автор этой вовремя вышедшей сенсации Александр Стефанович - писатель, режиссер и муж Аллы Пугачевой (в апреле она отмечает юбилей). И свою книгу он в первую очередь посвятил ей, рассказав историю их встречи, любви и разлуки. Но кроме этого, здесь воссоздана целая эпоха - шоу-бизнес в СССР с яркой галереей портретов от Сергея Михалкова до Софии Ротару и Аллы Борисовны, которая, по словам Шахназарова, "предстает не елейно-приторной, как в сочинениях "придворных" журналистов, и не грубо-вульгарной, как в описаниях недоброжелателей, а живой, узнаваемой и очень похожей на саму себя".