До своего 71-летия Александр Сергеевич, запомнившийся нам ролями в фильмах "Дайте жалобную книгу", "Ключи от неба", "Маленькая Вера", "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные", не дожил ровно месяц.
Друзья и коллеги Ленькова вспоминают уникальную манеру исполнения Санечки (так актера называли близкие), его живое и всегда по-детски задорное лицо и взгляд хулигана, пусть даже и смотрел он из-под седых бровей, а на голове красовалась копна седых взлохмаченных волос – почти как у Эйнштейна…
Свою последнюю роль Леньков сыграл в картине "Умельцы" Всеволода Аравина. Как признался в разговоре с "КП" сам режиссер, с Александром Сергеевичем он был знаком больше десяти лет и обожал актера за непосредственность и "волшебство", которое неизменно царило на площадке в его присутствии. Он позвал Ленькова сыграть одну из ролей в своей следующей картине, но ему помешали проблемы со здоровьем:
- Через несколько месяцев после наших последних совместных съемок Саша угодил в больницу. В январе я узнал, что его сняли со спектаклей в Театре им. Моссовета – он был настолько слаб, что уже не мог выходить на сцену. Его партнеры в театре рассказывали, что с декабря он зачастил к врачам, а потом и вовсе слёг… Сейчас меня гложет чувство вины - так и не успел навестить Сашу в больнице… Если попробовать сказать об этом человеке одним словом, у меня не возникнет сомнений: ЖИВОЙ. Живчик такой, что энергией своей давал прикурить ну о-о-очень многим молодым артистам! Кроме того, он умело передавал знания младшему поколению – студентам его курса во ВГИКе я отдал роли в первых сериях сериала "След" в 2007 году – настолько ярко он "вымуштровал" своих ребят.
Особый акцент Всеволод Аравин сделал на том, что у Ленькова было бесконечное множество персональных актерских "штучек":
- Он с лёту понимал ДУШУ персонажа. Перевоплощается за один миг. Слицедействовать можно как угодно, а вот "превратиться" в своего персонажа – дано единицам, это дар от бога. И несмотря на то, что Александр Сергеевич всегда выбирал для себя одну манеру игры, он в любом фильме – и это удивительно! – играл самого себя и… для самого себя. Не поверить ему было невозможно! И несмотря на все его любимые ужимочки – "хи-хи" и "ха-ха", несмотря на все эти ухмылки и рожицы, он был всегда чертовски убедителен! А еще Саша владел нереальной способностью: любую роль второго плана он умел сделать главной. Например, играя следователя Серафима в "Умельцах" (его персонаж разоблачал магов-шарлатанов), он своего несуразного героя-лохотронщика сделал чуть ли не главным в фильме, придумав сотни милых "ужимочек" - где Серафим прячет колпак, где у него стоит череп и как он его приоткроет, каким будет каждый его выход… В конце концов я устал отслеживать все изменения и безропотно покорился его находкам. Этому актеру хотелось отдать режиссуру на площадке, понимаете? Я понимаю: "Он меня развел! Он сделал так, как сам хотел и никого не послушал". И при этом - никакой обиды, роль всегда была отыграна шикарно.
С теплотой вспоминает о своем напарнике в фильме "Зимняя вишня" Ивар Калныньш: "Мне позвонили сегодня утром с Москвы, сообщили печальную новость… Все внутри сжимается, когда приходит осознание, что твои коллеги один за другим уходят, уходят… Прошло уже тридцать лет со времени наших совместных съемок, я даже не особо помню, что там в фильме самом было и на съемках, а вот то, что времени стереть не под силу из памяти - фирменная улыбка Ленькова. Искрення, свтелая. Таким и он был, вечная память!"