Военно-морская-брешь...?

По-разному можно расшифровать аббревиатуру ВМБ. Это и военно-морская база. А можно сказать и так, как вынесено в заголовок. И это тоже будет близко к истине. Но обо всем по порядку.

По-разному можно расшифровать аббревиатуру ВМБ. Это и военно-морская база. А можно сказать и так, как вынесено в заголовок. И это тоже будет близко к истине. Но обо всем по порядку.

В Практической или Военной гавани со стороны Андросовского мола расположена Западная военно-морская база ВМС Вооруженных Сил Украины. Находится она в самом центре территории коммерческого государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» и на протяжении последних 5-7 лет является источником головной боли как у руководства, так и у службы безопасности порта. И вот почему.

Сначала 90-х годов Военная гавань почти перестала использоваться по прямому назначению. Ну не оказалось у Украины своего Военно-Морского флота. Единственный боевой корабль «Гетьман Сагайдачный», одна подводная лодка и несколько вспомогательных судов дислоцировано в Крыму. Пустующие причалы стали использоваться для отстоя гражданских судов, причем по заниженным тарифам, отчего порт несет убытки. Так, за весь 2006 год с военными кораблями здесь было осуществлено всего 17 швартовых операций, в то время как с гражданскими — 170. И те семнадцать приходятся обычно на период ежегодно проводимых международных учений «Си-Бриз». А поскольку причалы Военной гавани находятся в аварийном состоянии и их ремонт и дноуглубительные работы не выполнялись на протяжении многих лет, то Западная военно-морская база не в состоянии принимать иностранные военные корабли на должном уровне и в необходимом количестве. Примером тому служат учения «Си-Бриз-2007», когда расстановка военных судов осуществлялась на грузовых причалах порта...

Пустующие много лет причалы гавани занимают корабли, не имеющие отношения к ВМФ, — два учебных судна Морской академии, девятый год стоящий на приколе парусник. Часть гавани отведена катерам Госпогранслужбы.

— Военно-морская база без единого боевого корабля и в таком плачевном состоянии — это просто насмешка над государством, — комментируя сложившуюся ситуацию, заявил начальник ОМТП Николай Павлюк. — Это позор нации. Мы неоднократно обращались к руководству ВМС, в Кабмин Украины с просьбой о перепрофилировании Военной гавани, о перемещении Западной ВМБ в другое место дислокации либо передаче части причалов базы порту, однако наши предложения где-то затерялись и остались без ответа.

Дыра для «усам бен ладенов»?

Главное, что беспокоит руководство порта, — то, что вход на территорию Андросовского мола со стороны Военной гавани не контролируется ни службой безопасности порта, ни таможней, что создает предпосылки для хищения грузов и имущества порта, а также проникновения на территорию и акваторию порта посторонних лиц. В складских помещениях Практической гавани, мало приспособленных для жилья, постоянно проживают 12 семей военнослужащих. Гавань регулярно посещают студенты морских учебных заведений Одессы для занятий на «своих» кораблях (на которых, кстати, также проживают гражданские люди). По данным линейного отдела милиции порта, в ходе оперативно-профилактической отработки территории Военной гавани год назад в одной из мастерских, принадлежащих воинской части, было обнаружено большое количество ножей, заготовок для изготовления клинков и мечей, сабля, арбалет, пистолет М-1911А1, револьвер, граната Ф-1, немаркированные боеприпасы. По неофициальной информации, гражданин С., у которого все это было обнаружено, на протяжении пяти (!) лет эти предметы собирал и лично изготавливал «для собственных нужд». Материалы на «столяра-оружейника» были переданы в военную прокуратуру. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что это не территория воинской части, а какой-то проходной двор. И любому мало-мальски подготовленному «бен ладену» проникнуть отсюда в Одесский порт с недобрыми намерениями — раз плюнуть...

— Если вся береговая линия Одесского залива надежно закрыта пограничной и таможенной службой, то Военная гавань — это дыра, через которую к нам может проникать контрабанда. А это оружие, это — наркотики, это — валюта... — говорит Николай Павлюк. — Такая ситуация создает также прецеденты несанкционированного выноса и вывоза с территории порта товарно-материальных ценностей. Мы уже проинформировали о сложившейся ситуации руководство СБУ в Одесской области и Южной региональной таможни. Ждем результата.

Мы встретились с начальником линейного отдела милиции в порту Одесса, подполковником милиции Олегом Педаном. Вот что он рассказал:

— Территория воинской части обычно всегда ассоциируется со строгим пропускным режимом и отсутствием посторонних лиц. Но не здесь. На территорию Западной ВМБ может пройти кто угодно, особенно днем. Принимаемые базой гражданские корабли, рыболовецкие суда бесконтрольно привозят и увозят товары и материальные ценности, не подвергнутые таможенному досмотру. Все это порождает, с нашей точки зрения, массу различных нарушений. К примеру, безучетное использование электроэнергии, питьевой воды для обеспечения принимаемых судов. Данные ресурсы принадлежат порту. Мы уже дважды составляли протокол на командира части по хищению электричества. Кроме того, на территории базы не без ведома командира работает несколько частных предприятий — там и мебельный цех, и автосервис, и столярная мастерская. К ним тоже приходят и приезжают посетители-заказчики. Естественно, подобная неразбериха идеально подходит для совершения проходимцами разного рода правонарушений. Мы регулярно получаем от граждан, постоянно проживающих на учебных судах, заявления о краже личных вещей, корабельного имущества из цветных металлов и т. п. Случалось и трупы утопленников вылавливать в гавани. А однажды выловили пакет с несколькими килограммами наркотиков, хозяин которых так и не нашелся. Со всеми этими случаями приходится разбираться сотрудникам нашего отделения.

Что предлагает порт

Два года назад в Практической гавани во время визита в Одессу побывал Президент Украины. И он тоже был весьма удивлен фактом необычного расположения военно-морской базы. Именно тогда в «верхах» начал обсуждаться вопрос о целесообразности нахождения войсковой части на территории коммерческого торгового порта. В начале 2006 года была создана рабочая группа в составе представителей Министерства транспорта и связи, Министерства обороны Украины, секретариата президента, которая провела пять совещаний в Киеве, Одессе и Севастополе. Военные моряки разработали и передали порту «Минимальные требования относительно возможного перемещения кораблей, судов и фондов в/ч А-... в другое место дислокации». На основании этого документа была разработана схема перегрузочного комплекса и подготовлен проект совместного использования Практической гавани ГП «ОМТП» и ВМС. Прогнозируемые финансовые показатели проекта предполагали ежегодную чистую прибыль от эксплуатации комплекса в размере 96 млн. гривень, ежегодные отчисления в бюджет — 40 млн. гривень. Именно столько недополучает Украина каждый год от непрактичного использования Практической гавани. Более того, согласно проекту порт был готов потратить 30 млн. гривень инвестиций на строительство нового компактного современного комплекса для расположения личного состава и имущества Западной военно-морской базы.

Проект планировалось утвердить в марте 2006 года. Однако после назначения нового командующего ВМС Украины начальник порта получил письмо о прекращении рассмотрения данного вопроса и отказе в частичной передаче причалов Одесскому порту. Все последующие письменные обращения к вице-адмиралу И. Тенюху — с просьбой прислать замечания и предложения по проекту, о совместной встрече для обсуждения проблемы — остались без ответа, хотя прошло уже полгода.

А проблему Практической гавани надо решать. Ведь военно-морская «брешь» остается открытой...