Эксперты служб авиабезопасности: "Нет стопроцентной гарантии того, что взрывчатка не попадет в самолеты"

После загадочного исчезновения малазийского самолета Боинг-777 сотрудники авиаслужб рассказали о тонкостях своей работы.

Совсем недавно самолет просто исчез без следа – рейс МН370 из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 года просто пропал без вести. Фото: REUTERS

Авиаперелеты становятся все надежнее и безопаснее – сегодня шанс попасть в автокатастрофу в десятки раз выше, чем оказаться в авиационной передряге. И тем не менее авиакатастрофы все же случаются. Иногда подводит техника, иногда причиной становится человеческий фактор, иногда – действия террористов. Но недавно самолет просто исчез без следа – рейс МН370 из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 года просто пропал без вести. Правительство Малайзии признало лайнер погибшим, но подтверждения этому факту не найдено. Пока эксперты выдвигают гипотезы, Discovery Channel посвятил происшествию специальный выпуск программы "Пропавший Боинг: в поисках слабого звена", где задался вопросами авиационной безопасности.

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ

Если театр начинается с вешалки, то современный аэропорт начинается с металлоискателя.  Именно они, а также сотрудники служб безопасности, встречают нас на входе. Увы, мы живем в такое время, когда угроза террористических актов далеко не призрачна, и с подобными мерами приходится мириться.

Пока вы проходите через металлоискатель, ваш чемодан проверяется системой рентгеноскопического контроля. Помните ленту транспортера, на которую вы ставите багаж? Большинство предметов, которые пассажиры обычно возят с собой, не представляют почти никакой преграды для рентгеновских лучей и проходят через вещи и улавливаются детектором. Но на этом "почти" и основан принцип работы такой системы. Проходя через то или иное вещество, рентгеновское излучение все же ослабевает в большей или меньшей степени, и для каждого вещества эта степень различна. Если в поле вашего зрения оказывался экран монитора, перед которым сидит оператор рентгенографического сканера, то вы видели "внутренности" чемоданов в виде разноцветной схемы. Разными цветами обозначаются органика, неорганика и металлические объекты. Для оператора важнее всего определить наличие органики, поскольку взрывчатые вещества, как правило, органические.

Кроме того, сотрудники службы безопасности знают, как выглядят не только всевозможные взрывные устройства, но и отдельные их элементы. Сложнее всего дело обстоит с ноутбуками и другими электронными гаджетами – они буквально напичканы электроникой, и не вся она может быть невинной. Именно поэтому пассажиров иногда просят включить устройство. В особо подозрительных случаях применяется специальный анализатор выделяемых химических паров.

 КОД ЗА КОДОМ

Итак, система контроля на входе подтвердила, что вы – добропорядочный пассажир с таким же добропорядочным чемоданом, и дело доходит до стойки регистрации. На этом этапе вас разлучают – вы идете в зону посадки, а вещи таинственно исчезают, чтобы вновь появиться в поле вашего зрения только после приземления. На самом деле никакой тайны нет, хотя система транспортировки багажа в крупном аэропорте невероятно сложна и напоминает систему дорог в большом городе, с плотным трафиком, многоуровневыми развязками и светофорами.

Каждая единица багажа при регистрации получает уникальный штрих-код, где обозначена вся необходимая информация, в том числе куда, откуда и каким рейсом должен лететь тот или иной неодушевленный пассажир. Если вы и, соответственно, ваш чемодан летите с пересадкой, то все промежуточные аэропорты также будут значиться в штрих-коде.

В большинстве крупных современных аэропортов вдоль всех участков транспортера стоят автоматические сканеры штрих-кодов, которые играют роль постовых-регулировщиков.  Кроме того, благодаря штрих-кодам мы получаем дополнительную гарантию того, что злоумышленник не подложил бомбу в багаж, уже прошедший контроль. Сканер фиксирует время, в которое он "увидел" сумку, при этом система знает, через какой промежуток багаж должен добраться до следующей контрольной точки. И если этот промежуток больше предполагаемого, или если сумка поменяла свое положение на ленте, то она автоматически попадает под подозрение и удаляется с основной магистрали на дополнительную проверку.

ПОШАГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Меры по обеспечению авиационной безопасности применяются десятилетиями и постоянно совершенствуются. Обычно стимулом к развитию, к сожалению, становится очередное ЧП. Так, после того, как в 1971 террористы вручили ни в чем не подозревающим пассажирам пакеты со взрывчаткой, попросив передать их в аэропорту назначения, с вылетающими стали проводить инструктажи с призывом не брать в салон чужих вещей. В 2001 году бомба на борт самолета впервые была доставлена в ботинке, и с тех пор в аэропортах США, где это случилось, а затем других стран, стали проводить досмотр обуви пассажиров. Злоумышленники и службы безопасности действуют словно в пошаговой стратегии, и естественно, что ученые, работающие над защитой, стремятся делать это с опережением.  После трагедии 11 сентября 2001 года Конгресс США дополнительно выделил 50 миллиардов долларов на разработку новых методов борьбы с терроризмом. Сегодня, чтобы попасть на борт самолета, необходимо пройти несколько этапов досмотра. Появились специальные службы слежения, стала возможной идентификация террористов в аэропорту, все происходящее в салоне самолета отслеживается с помощью камер.

И, тем не менее, по признанию экспертов служб авиабезопасности, нет стопроцентной гарантии того, что взрывчатка в самолет не попадет. Террористы становятся все более изощренными, и, по мнению специалистов, велика вероятность, что смертоносные вещества будут попадать на борт в имплантах или проглоченных капсулах. Поэтому ученые стали искать новые пути решения проблемы: не только исключить попадание взрывчатки на борт, но и не допустить разрушений, если взрыв все-таки произойдет.

Посмотреть программу "Пропавший Боинг: в поисках слабого звена" можно будет в это в воскресенье, 20 апреля в 18:00 на телеканале Discovery Channel.