На баррикады Донецка ходят пенсионеры и спортсмены

"Комсомолка" попыталась разобраться, кто и зачем с начала апреля удерживает главное административное здание города.

На площади много молодежи, лица предпочитают не показывать. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.

Ветераны спецназа и вахтовики из села
 
Кто же является реальной властью в мятежном "Белом доме" - захваченной резиденции губернатора - до сих пор понять сложно. Отчасти оттого, что здесь вполне профессионально соблюдаются принципы конспирации. Правительство "Донецкой народной республики" расположилось в зале заседаний на 11-м этаже, круглосуточно совещаются и штампуют указы. 
 
Этажи разделены на секторы, люди разбиты на "десятки" и "роты".  Есть даже своя "особая рота". Лица в масках, фотографировать не разрешают даже своим. В основном это крепкие мужики от 30 до 50 лет. Это, кстати, отличительная черта донецкого Майдана от киевского - там костяк составляла молодежь. Среди бойцов очень много ветеранов спецподразделений, прошедших горячие точки. Они здесь находятся почти постоянно. Есть и активисты, приезжающие "на вахту". В основном это люди из других городов Донецкой области и даже сел. 
 
- Мы с ребятами посменно дежурим - по два дня. Пока одни тут, другие на посевной. Бригадир на своей машине одних привозит, других уво­зит. Есть у нас координатор, из наших. Но имя его не скажем, это секрет, - поделился с нами мужчина средних лет, представившийся фермером из Новоазовского района.
 
Видео Елены Шинкаренко.
 
Бабушки на улице обижаются, когда слышат, что повстанцы ими якобы прикрываются. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
 
Студенты ждут "мочилова"
 
Немного другая картина внизу, у входа в здание. В балаклавах, с битами и с обрезками арматуры в руках здесь туда-сюда снуют группки спортивного вида молодых людей. 
 
- Мы с парнями приходим сюда после пар в университете, будем отбивать штурм, - говорит четверокурсник одного из университетов Донецка Максим.
 
В том, что штурм обязательно будет, парень уверен. Более того, многие его здесь уже заждались. Кураж первых дней после захвата прошел, и молодежь понемногу покидает оборону. У кого-то прошел "адреналиновый всплеск" и наступил страх, другим просто стало скучно. Оставшиеся же не только патрулируют территорию, но и продолжают укреплять баррикады. Ноу-хау последних дней - обклеенные липкой лентой елочки на заднем дворе здания.  Два десятка деревьев крепко связаны друг с другом скотчем, а на ленты подвешены консервные банки.
 
- Это пограничная линия обороны, - объясняет Максим. - Если нас будут штурмовать с тыла, нападающих хоть на секунды задержит эта перевязка, а банки будут звенеть и предупредят нас об опасности.  
 
Женский щит 
 
С парадной же стороны администрации постоянно дежурят женщины. В основном пенсионерки. Расставили у баррикад стулья, греются на солнышке. Сюда пришли добровольно и в случае атаки готовы защищать здание наравне с мужчинами. 
 
- По телевизору говорят, что нами прикрываются как щитом - мол, посмотрите, какие эти "сепаратисты" жестокие. Но мы ведь сами сюда пришли, по доброй воле, - горячится пенсионерка Валентина Сергеевна из Донецка.
 
Женщин на площади действительно много, большинство. Особенно это заметно днем, когда митинги не столь многочисленны, как по вечерам.   
Люди несут в здание кто что может, лишь бы митингующие не голодали. Фото: Сергей ШВЕДКО.
 
"Интеллигентский ленд-лиз"
 
У  узкого входа в  двойное кольцо баррикад почти всегда очередь. Желающие помочь хоть чем-то митингующим несут в здание пирожки, консервацию, воду, дрова, хозяйственные мелочи. 
 
- Принесла десять килограмм картошки - точно лишней не будет. Сначала хотела сварить дома и горяченьким побаловать. Но тут сказали, что кухня внутри здания работает исправно и наших защитников кормят регулярно. Предложили записаться волонтером на пищевой блок. Вот думаю взять отпуск на работе в своем институте и прийти сюда, - поделилась с нами дончанка Светлана.
 
На входе людей с "интеллигентским ленд-лизом" (как уже окрестили получаемую помощь митингующие) встречает специальный человек. Спрашивает, что принесли, объясняет, кому отдать и где оставить. 
 
- Несут все подряд. Иногда абсолютно не нужные вещи. Но мы никому не отказываем, это ведь от чистого сердца, - пожимает плечами Александр. - Люди, кстати, разные приходят: бизнесмены, пенсионеры, мамочки с колясками. Даже художники как-то приходили. А еще банкир, денег принес. Хвастался, что был недавно за границей и при поселении в гостиницу написал, что его гражданство - ДНР. Администратор долго понять не мог, что за страна такая…