- Танки идут! – проснулся в среду задерганный Краматорск.
Не успели выпить корвалол и переварить перестрелку во вторник на аэродроме, как теперь новая паника. В шесть утра начали звонить первые знакомые с сообщением – со стороны Донецка заходит боевая техника.
АРМИЯ С НАРОДОМ
После созвонов со знакомыми выяснилось, что в город въехали шесть бронемашин украинской армии. Солдаты получили приказ въехать в город, но при первой возможности – сложили оружие, подчинились народному ополчению и подняли над БТРами российские флаги. Парадным строем проехали по донецкой трассе, торжественно въехали в Славянск и стали под мэрией.
Люди успокоились:
- Армия с народом, - повторяли друг другу на всех перекрестках.
Получается так: желто-голубой флаг, значит, враги и могут стрелять, а триколор – свои, приехали защищать.
- Что это такое, мы им всем по пять гривен скидывались, а они теперь танки на нас развернули! – возмущалась одна женщина. – Хорошо, что они теперь с нами.
Но сострадательный порыв в ней не угас. Купила в магазине полиэтиленовый пакет и пошла по площади:
- Солдатикам на пропитание, давайте скинемся, кто сколько может. Они там в танках голодные совсем.
Славянцы скидывались и с сочувствием поглядывали на солдат. У тех сквозь прорези балаклав проглядывали блестящие глаза. Глаза молодые, это солдаты-срочники, а не прожженные контрактники. Парни вздыхали с облегчением – хорошо, что все мирно закончилось. Кто и какой приказ им отдал на самом деле, конечно, не рассказывали. Хотя выглядит вся история неприятно и странно – зачем они вошли в Краматорск? Если воевать, то их очень мало, они даже массированного обстрела "коктейлями Молотова" не выдержат. Неужели целенаправленно шли сдаваться? Тогда почему киевское руководство не увело "неблагонадежных" сочувствующих подальше от мятежного Донбасса?
|
ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Поглазеть на невиданное чудо собрался весь город. А что еще делать, если там двоевластие, половина предприятий не работает, школы и сады закрыты? Шли как на парад, улыбались и подпрыгивали. Не хватало только пафосных речей и митинга. Почему-то ни один из двух славянских мэров к людям выходить не спешил. Вячеслав Пономарев, которого вынесла революция, в постоянных объездах нового хозяйства. А Неля Штепа, которая победила на последних выборах, базируется на окраине, в районе железнодорожного вокзала. Она устроила альтернативный исполком в здании ДК. Ее пока не трогают, но если появится в центре, обещают задержать.
Вместо речей были показательные выступления.
- Вот так комедия! Разве это танки? В войну мы такие танкетками называли, - бабушка ради такого дела даже спустилась со своего высокого и, как по нынешним временам, безопасного четвертого этажа. – Он как взвоет, туда-сюда, на газон, крутнулся. Дыма черно-о! А люди хлопают, радуются. Чему радуемся? Зачем это все? Что происходит и кто нами вертит, никто не знает. Для киевских мы уже сепаратисты, а московским и даром не нужны, у них своих забот полный рот.
|
"ПЕРЕМЕН!"
Но российских флагов с каждым днем все больше. Они расползаются от центра города и появляются то тут, то там – на митингах, БТРах и баррикадах. Заграждения из шин теперь вполне привычный элемент пейзажа. Говорят, добрались они и до мирной Дружковки.
Самая знаковая, пожалуй, баррикада-лабиринт на трассе Донецк - Харьков, возле брошенного милицейского КП. Мужики подошли к делу серьезно. В Краматорске умеют сработать на совесть, с душой. Проехать можно только в одну сторону, машины пропускают с задержкой. При желании шины могут сдвинуть и в момент поджечь парочкой бутылок с "коктейлем". Правда, вокруг степь и поля, обойти баррикаду можно в момент.
Мужики стоят трезвые. Тут сухой закон. Но опьянение от собственной смелости чувствуется. Поговорили. Говорят разумно, правильно. Промелькнул в разговоре и референдум о статусе региона.
- Цель у вас какая? – спрашиваю.
- Цель? – с непривычки задумываться послышался нервный смешок, но потом они собрались и полилось, только успевай записывать.
Если кратко: надоело. Надоело терпеть коррупционеров в судах и прокуратуре. Надоела система, когда одним все, а вторым лапу сосать. Надоело, что паспорт заграничный заканчивается, а ни одного штампа в нем нет. Надоело, что ты ему поверил, а он не просто ворует, а откровенно набивает карманы.
- Тебе насчитали две тысячи, и ты на них живи как хочешь, на еду и второсортное шмотье хватит. А мы будем на тачке за миллион двести колесить, и ты его и спросить не смей: братишка, откуда столько? Хватит! Надо что-то менять! – они зажигаются, рубят ладонями воздух и перебивают друг друга: - Если наши не могут, пойдем в Россию или сами будем. Не надо ждать от кого-то подачек. Тут наша земля, мы здесь хозяева и тут надо наводить порядок.
А под конец вспоминают Цоя: "Перемен требуют наши сердца". Вот это настроение и ходит от баррикады к баррикаде.
ДОНБАСС УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ И ТРЕБОВАТЬ
Уже не в первый раз накатывает ощущение того, что я не в аполитичном Донбассе, а в самом центре киевского Майдана, где такие разговоры на каждом шагу. Не удержавшись от искушения, говорю, что ненавистные тут западенцы декларируют тоже самое. Задумываются.
Задумываются, просыпаются, встряхиваются. Появляется взаимовыручка, сочувствие к кому-то, кроме себя. Появляется интерес к чему-то кроме ремонта в своей квартире и цен на базаре. Этот пример им дал тот же Майдан, который сбросил выбранного Донбассом президента.
Про Майдан нет-нет, да и вспомнят. "Им можно наводить порядок, а нам нельзя?" - говорят. А вот сочувствия к экс-президенту не видно, люди в поисках новых имен. Хотя с врагами тут все просто. Враги – это вся киевская верхушка.
От недостатка диалога и недопонимания кипит Донбасс. Подберет ли его Россия? Пока неясно, нужны ли ей остатки советской металлургии и машиностроения. И неясно, нужна ли нам крепкая российская вертикаль, или и сами научимся управлять тем, что есть.
ВИДЕО С МЕСТА СОБЫТИЙ