Во вторник, 15 апреля, с военного аэродрома в Ахтубинске Астраханской области взлетел учебно-тренировочный самолет Як-130. На его борту находился опытный инструктор подполковник ВВС Сергей Серегин, а также выпускник училища, уже имеющий хорошую летную практику. Но уже через считанные минуты он пропал с радаров. Як-130 упал в районе поселка Батаевка Ахтубинского района в 25 километрах от точки вылета.
Оба пилота получили команду катапультироваться и успели сделать это. Однако инструктор от полученных травм погиб, его напарник получил тяжелые травмы и в настоящее время госпитализирован.
На место выдвинулись сотрудники МЧС, кареты скорой помощи, а также следственно-оперативная группа. Однако специально созданная комиссия Министерства обороны взяла случившееся под свой контроль. Специалисты ведомства сейчас работают на месте и устанавливают все детали произошедшего.
Пока известно не так много, при заходе на посадку Як-130 потерял управление, не долетев до взлетно-посадочной полосы. Один из пилотов успел доложить, что произошел технический сбой. Упал самолет в поле, не причинив никаких разрушений.
Оба пилота служили в Борисоглебском филиале ВУНЦ ВВС ВВА и были прикомандированы в Ахтубинск. В городе авиаторов находится Государственный летно-испытательный центр Минобороны имени В.П. Чкалова. Здесь проходят испытания новейшие авиационные комплексы.
- Этот самолет разрабатывался для тренировочных полетов на смену чехословацкому L-39, на котором обучали военных пилотов еще с 70-х годов, - рассказал "Комсомолке" действующий военный пилот Андрей, проходящий службу в полку военно-транспортной авиации ВВС РФ на аэродроме в Балашове под Саратовом. - И хотя машину используют не так давно, она зарекомендовала себя как надежная, отзывы о ней хорошие как от курсантов, так и от действующих летчиков.
- Як-130 появился в частях где-то полтора года назад. С ним за это время было два авиационных происшествия - на испытаниях в Жуковском и при эксплуатации в Липецке. Но у любого самолета есть жизненный цикл. И два самых опасных пика: в процессе освоения и в конце эксплуатации. Катастрофа в Ахтубинске - скорее первый вариант. Самолет – машина, а значит, возможны технические проблемы. И летчики это понимают. И понимают, что любой полет - это всегда риск, - говорит Олег Мутовин, летчик-истребитель, Герой России.
Пострадавший пилот сейчас находится под наблюдением медиков в военном госпитале в Ахтубинске. Как стало известно "КП" из собственных источников, его состояние оценивают как удовлетворительное. Старший инструктор, по предварительным данным, погиб из-за того, что в полет отправился без специального комбинезона, он тяжелый, но защищает летчиков в случае ЧП.
Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе. На данный момент на вооружении ВВС около 50 самолетов Як-130. Они входят в состав 209-й учебной авиабазы в Борисоглебске (Воронежская область). За непродолжительную историю с Як-130 произошло два ЧП, оба – без пострадавших.
В июле 2006 года в испытательном полете из-за отказа системы дистанционного управления самолет перевернулся "на спину" и вошел в пикирование. Оба пилота успешно катапультировались, а самолет упал в Рязанской области.
Еще одно ЧП случилось в мае 2010 года в Липецкой области. Из-за отказа системы управления вскоре после взлета и уборки шасси началась продольная раскачка. При выходе на режим сваливания экипаж катапультировался. Пилоты не пострадали (читать дальше).
На данный момент, по решению главнокомандующего ВВС России, полеты учебно-тренировочных самолетов Як-130 приостановлены до выяснения причин катастрофы.
СПРАВКА "КП"
Учебно-боевой самолет Як-130 начал разрабатываться ОКБ им. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1996 г. совершил первый полет, а в 2002 г. выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков. Рассчитан на экипаж из двух человек. Оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35, имеет 6 узлов подвески оружия.
ТТХ
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,84 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 7230 кг
Максимальная взлётная масса: 10 290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кг.