Суда в Керченском проливе были обречены?

Корабли класса «река - море» не могут устоять перед сильными штормами

Корабли класса «река - море» не могут устоять перед сильными штормами.

Напомним, шторм, разыгравшийся в Керченском проливе 11 ноября, затопил танкер с мазутом и четыре сухогруза с серой.

Работы на месте катастрофы продолжаются. А стражи порядка выясняют, кто виноват в ЧП. Валить все на стихию нельзя, считает следствие. Начальник отдела криминалистики Южного следственного управления Сергей БОЙКО обнародовал основные версии трагедии. Их три:

  1. Возможно, капитан порта «Кавказ» Андрей Иовлев не дал вовремя команду кораблям, находившимся в порту, сойти с якорей и занять безопасное положение на рейде.
  2. Не исключено, что капитан порта отдал команду как положено, но судовладельцы не разрешили капитанам и экипажам своих судов сниматься с якорей и маневрировать.
  3. Возможно, прогноз синоптиков был неточным.

Хотя о непогоде синоптики заговорили за сутки до трагедии - 10 ноября в 9 утра, ожидалось волнение моря и ветер. В 18 часов 10 ноября дали уточненный прогноз: ветер до 25 м/сек., высота волн - 5 метров. Для морских и океанических судов такая волна - семечки. Но все пострадавшие суда были класса «река - море». Борта у них гораздо ниже, поэтому их сразу же захлестнуло волнами.

- Максимальная высота волн, которые может выдерживать такое судно, - два метра, а в Керченском проливе они достигали шести! - сообщил «КП» директор ООО «Порт Тураево» Владимир ЕФИМОВ.

Почему же в проливе работали суда, не способные справиться со штормом?

- Суда класса «река - море» в принципе имели право там быть, - объясняет Александр МИРОНОВ, начальник судоводительского факультета Новороссийской государственной морской академии. - Эти корабли универсальные. Капитанам нужно было слушать сводки погоды и вовремя спрятаться за косу Тузла.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Вячеслав ВАРТАНЯН, зам. начальника Ростовского мореходного училища имени Седова:

- Затонувшая «Нахичевань» изначально относилась к классу «река». Его немного отремонтировали и перевели в класс «река - море». Но корабль все равно не рассчитан на шторм свыше 1,5 балла, а здесь - сразу почти семь. Судно в таких условиях было обречено.

...А В ЭТО ВРЕМЯ

Сера попала в море

Специалисты ломают голову над тем, как это отразится на экологической ситуации

Пока в Керченском проливе собирали нефть с потерпевших крушение судов, выяснилось, что течение вымыло серу с «Ковеля» и «Нахичевани».

Серу изначально сочли меньшим злом, чем нефть, да и предполагалось, что она спокойно долежит до момента, когда корабли решат поднять. И вот российская сторона обнародовала данные обследования, которое провели водолазы: на «Ковеле» и «Нахичевани» сорваны крышки трюмов, и сера из отсеков полностью вымыта.

Чем это может грозить морю? Сразу после катастрофы чиновники объявили: никакой опасности нет. Тем не менее трудно предположить, как поведет себя вещество в морской воде - «спечется» в единый монолит или станет плавать на поверхности. А ведь от этого зависит, как именно ее попробуют собрать. Единственное, что выяснилось, транспортировали серу «навалом» в трюмах, а вот в каком виде (жидкая, комовая, в гранулах), неизвестно. Российская сторона пообещала предоставить документы на груз.

- Сера достаточно малотоксичное и инертное вещество, но что с ней случится в морской воде - среде довольно агрессивной, - сказать трудно, - признался координатор по экобезопасности Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», химик и биолог Алексей Тохтомыш. - Возможно, она не вступит в химический процесс. Но если будет активно проходить окисление с участием серобактерий (они «неравнодушны» к неорганическим соединениям серы), то сероводородное загрязнение Черного моря рискует возрасти. Скорее всего, частички серы расположатся в верхнем слое воды. Главное, чтобы никто не попытался избавиться от нее, поджигая! Если загорится, это приведет к образованию сероводорода, очень опасного соединения! И его пары, поднявшись вверх, выпадут в виде кислотных дождей.

- Для морской фауны вещество представляет какую-то опасность?

- Снова-таки можно только предполагать. Думаю, моллюски рискуют оказаться чувствительными к загрязнению. Также - молодь рыб, которая примет частички плавающей серы за еду.

В ТЕМУ

Жители Керчи стали меньше есть рыбы

После катастрофы в проливе жители Керчи уменьшили потребление рыбы. Любимая ими хамса сейчас в изобилии лежит на прилавках. СЭС заверяет, что товар проходит проверку и абсолютно безопасен, но спрос все равно низкий.

Цены упали внушительно: до катастрофы за килограмм хамсы просили 10 - 12 грн., а теперь ее предлагают по 4-5.