5 фактов об освобождении Одессы: подвиг снайпера №1 и эвакуированные львы

В этом году 10 апреля исполнилось 70 лет с момента, как войска Красной армии освободили наш город от немецко-румынских оккупантов.

Наступать на Одессу было необычайно трудно

Грандиозная операция, которая началась в ночь на 27 марта 1944 года, закончилась разгромом 6-й немецкой армии и освобождением юга страны. "Комсомолка" собрала несколько малоизвестных фактов, связанных с событиями того времени.
 
1. Наступление по болоту
 
Участники тех событий вспоминают, что наступать на Одессу было необычайно трудно. Командир знаменитой конно-механизированной группы генерал-лейтенант Исса Плиев в своих воспоминаниях утверждал, что враг организовал плотную оборону, а дожди и снега вместе с сильным ветром тормозили движение наших войск. "Когда началось наступление, то чернозем развезло настолько, что топь отрывала у коней подковы, – пишет в мемуарах кавалерист. – Технику приходилось буквально вырывать руками из грязи. Ее толкали, подкладывая под колеса и гусеницы бревна, доски, хворост – все что можно, вплоть до телогреек и шинелей".
 
Ему вторит и солдат Иван Кириченко, который форсировал Тилигульский лиман, взвалив на себя ствол миномета, мины и автомат – всего общим весом около 60 килограммов!
 
– Вода выше колена. На пути несколько песчаных перекатов. Сильный обстрел, – вспоминает он. – Много потерь, трудно было окопаться. На глубине в двадцать сантиметров уже была вода, поэтому обкладывали себя дерном.
 
2. Сталинградский снайпер захватил аэропорт
 
Даже в День освобождения, 10 апреля, враг до последнего удерживал город, пытаясь эвакуироваться через порт.
 
– На пересыпских улицах шли ожесточенные бои за каждый квартал. Особенно сильный бой вели мы возле электростанции и сахарного завода, – вспоминает один из участников штурма майор в отставке Михаил Збарский. – Обстреливали нас из пулеметов и легких пушек с моста и насыпи.
 
В боях за город отличился и знаменитый сталинградский снайпер – Герой Советского Союза Василий Зайцев, о котором рассказывается в фильме "Враг у ворот". Тогда прославленный солдат уже руководил зенитной ротой. Командующий 8-й гвардейской армии Василий Чуйков написал об этом случае в своих мемуарах. "На подступах к юго-западной окраине города, в районе джутовой фабрики, Зайцев повел свою зенитную роту в атаку как стрелковое подразделение и вместе с пехотинцами захватил военный аэродром, – пишет Чуйков. – Удар был настолько стремителен, что эскадрильи истребителей не успели взлететь. Восемнадцать исправных истребителей "мессершмит" стали трофеями зенитчиков".
 
3. Возили зоопарк вокруг города
 
Во время освобождения города чудом удалось спасти наш зоологический парк. Как рассказал директор зверинца Игорь Беляков, это стало возможным благодаря смекалке его первого предшественника 70-летнего немца Генриха Бейзерта, который к тому моменту проработал в должности около 40 лет. Случай подробно описал корреспондент военной газеты "Красный флот" Владимир Рудный. Журналист встретил старика сразу после освобождения города. Тот рассказал, что за несколько дней до сдачи Одессы немцы приказали эвакуировать зоопарк в Румынию, но Бейзерт пытался отсрочить процесс. Утром 9 апреля к нему явился чин из комендатуры и предупредил: если директор немедленно не вывезет зверей – то он, его семья и животные будут расстреляны.
 
– Старик погрузил на грузовик жену, свои вещи и клетку со львом. Выехав за город, он долго колесил по дорогам, потом вернулся в Одессу в надежде, что оккупантов уже нет, – рассказывает Рудный. – В городе шли бои. Машину со львом остановил фашистский офицер. Он крикнул Бейзерту: "Почему не эвакуируетесь? Ждете расстрела?" Бейзерт невозмутимо ответил: "Что вы, герр офицер, я уже вывез одного льва и теперь, как видите, вывожу другого".
 
Так Генрих возил льва вокруг Одессы до ночи, пока советские солдаты не заняли город.
 
4. Бой в день освобождения
 
В то время как в Одессе шел парад, а горожане радостно встречали освободителей, всего в нескольких десятках километрах от города разгорелся ожесточенный бой между немецко-румынскими войсками, которые спешно пытались вырваться из окружения, и кавалеристами 10-й дивизии. Старший научный сотрудник Одесского историко-краеведческого музея Василий Прокофьев отмечает, что оккупанты пытались занять освобожденную станцию Раздельная. Здесь враги сконцентрировали почти шесть пехотных дивизий, при поддержке штурмовых орудий они окружили город.
 
– Три дня наши бойцы сражались, но Раздельную не сдали, – говорит историк. – Тогда немцы решили провести контратаку в сторону реки Курчурган, но войска Красной армии разбили их группировку.
 
Исследователь говорит, что наперерез фашистам бросили кавалеристов 10-й гвардейской кубанской дивизии. Всадники, подъехав к Овидиополю, забросали гранатами голову немецкой колонны.
 
– Однако у врага было превосходство – вышла основная часть немецкой колонны с танками, штурмовыми орудиями и бронетранспортерами, – говорит Прокофьев. – Наши, не имея ни противотанковых орудий, ни танков, ни самоходных орудий, стали отходить к близлежащему оврагу. Основная масса немецких и румынских солдат стала давить на кавалеристов по флангам. И тут начался рукопашный бой, настоящая резня. Почти вся дивизия была уничтожена. Ушли только те, кто рядом с собой удерживал лошадей. А немцы, разбив заслон, сумели переправиться на другой берег Днестровского лимана.
 
5. Из порта вывезли 25 тысяч снарядов
 
Сразу после освобождения первым в городе заработал Дворец пионеров, на второй день в старом здании на Гоголя открылся Главпочтамт. Важным начинанием работников почты была организация доски розыска родственников, где люди оставляли свои фамилии и адреса, что позволило тысячам одесситов воссоединиться со своими семьями.
 
Из 990 промышленных предприятий региона частично или полностью было уничтожено 733. Среди наиболее пострадавших от войны предприятий было одесское трамвайное депо. Часть путей и вагонов оккупанты вывезли за границу, разорили мастерские, а то, что нельзя было забрать – уничтожили. Тем не менее первые маршруты №1 и №12 смогли запустить уже в июле. А морской порт немцы бомбили до августа. Не обходилось без трагедий, так, через десять дней после освобождения города при разминировании акватории взорвались два тральщика – погибли все члены экипажа. Немцы за несколько месяцев до бегства из города стали готовиться к полному разрушению порта. В подвалы зданий, колодцы и ниши у оторочки причалов заложили заряды и связки авиационных бомб. Минировали даже стыки железнодорожных рельс. Однако серия взрывов так и не прогремела. Партизаны смогли обнаружить и своевременно перерезать часть дистанционной связи. За полтора месяца разминирования саперы вывезли из порта почти 25 тысяч снарядов, 80 фугасов, 987 авиабомб и сотни взрывных устройств. К началу мая 1945 года в Одесский порт зашло уже три сотни судов.

Оперный театр приходилось разминировать