Испытателя, рассказавшего правду о приземлении Гагарина, разжаловали в укладчики парашютов

Многие годы подробности первых космических полетов были строго засекречены.

Испытание Валерием Головиным катапульты космонавта. 30 марта 1961 года. Фото: архив Виктора ТАРАНА.

То, что Юрий Гагарин приземлился не в спускаемом корабле-шарике, а отдельно - на парашюте, очень долго было Большим Советским Секретом. Почему? Скорее всего, в ЦК КПСС опасались, что из-за возвращения космонавта отдельно от спускаемого аппарата полет в мире вообще могут "не засчитать". Поэтому и история создания и испытания катапульты для корабля "Восток" оказалась тайной за семью печатями...

Почему не в корабле? 

Сконструировать такой корабль, чтобы космонавт в нем благополучно приземлялся, еще не выходило. Поэтому и придумали, чтобы из спускаемого шарика катапульта выбрасывала космонавта, а затем над ним раскрывался парашют. И хотя такая система тоже не самая безопасная, шансов вернуться живым из полета при таком раскладе было гораздо больше. 

Систему катапультирования начали испытывать в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) в 1960 году. Поначалу на собаках. Спускаемый аппарат отделялся от самолета на высоте

10 - 11 километров, а на высоте 7 километров из него катапультировалось кресло со специальной кабиной для псов. На высоте 4 километра кабина отделялась от кресла и продолжала спуск на парашюте.

В феврале 1961 года решили провести испытания с людьми. До старта Гагарина оставалось два месяца!

Петр Долгов погиб в 1962 году. Фото: архив Виктора ТАРАНА.

Испытателями стали Валерий Иванович Головин (из ЛИИ) и Петр Иванович Долгов (из НИИ ВВС). У Головина к этому времени было 28 воздушных катапультирований, у  Долгова - более 40 (правда, испытывали они прежде катапульты для летчиков-истребителей). Для испытаний была построена специальная летающая лаборатория: на бомбардировщик Ил-28 установили макет спускаемого аппарата "Восток". Ну и "выстреливали" испытателей на разных скоростях.

Насколько это опасно? Представьте: вас, прикованного к металлическому креслу, выбрасывает на громадной скорости из самолета. Холодно. Перегрузки. Ветер ужасный. 

29 и 30 марта 1961 года Головин и  Долгов выполнили по два катапультирования. Два спиной к воздушному потоку (так должен спускаться космонавт) и два еще более сложных - лицом к потоку (аварийный режим). За такую рискованную работу испытателей представили к званию Героя Советского Союза. Но руководство почему-то передумало, и им вручили ордена Ленина.

Смертельное падение

Петр Долгов погиб через полтора года после тех испытаний. 1 ноября 1962 года он прыгнул с парашютом из стратостата "Волга", который находился на высоте 25 600 метров. Из-за трещинки в скафандре произошла разгерметизация, испытатель погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 

Судьба Валерия Головина сложилась не менее трагично. В марте 1963 года он был в командировке в Феодосии. За столиком в ресторане Валерий рассказал собеседникам, что Гагарин, Титов, Николаев и Попович приземлялись на парашюте.

Валерий Головин умер в 1963-м. Валерий Головин умер в 1963-м. Фото: архив Виктора ТАРАНА.

О том, что испытатель выдал государственную тайну, стало известно в КГБ. Через месяц Головина отстранили от работы без которой он себя не представлял и перевели на обидную для профессионала такого класса должность укладчика парашютов. 37-летний военный страшно переживал. Он понимал, что с таким "волчьим билетом", никогда не сможет снова участвовать в апробации новой техники. А без неба он жить не мог. 22 апреля 1963-го Головин трагически погиб.  

Космонавтам запретили присутствовать на его похоронах.

КСТАТИ

Откуда взялось знаменитое "Поехали!"

На самом деле впервые это слово прозвучало в космическом корабле еще за полгода до старта Гагарина.

В 1960 году в Летно-исследовательском институте был создан специальный тренажер - по сути, действующий макет спускаемого аппарата "Восток". Он позволял "проигрывать" космический полет как при штатной работе всех систем, так и при имитации неисправностей. Сконструировал его Сергей Даревский. Причем по собственной инициативе: были наработки при создании аналогичной техники для летчиков, почему бы их не использовать для космонавтов? После одобрения тренажера Сергеем Павловичем Королевым кандидаты на полет приехали в ЛИИ.

Занимался с космонавтами Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР (и, кстати, автор "Комсомольской правды") Марк Галлай. В своей повести "С человеком на борту" тренировки он описывал так:

Юрий Гагарин и Валерий Головин на парашютных прыжках. Фото: архив Виктора ТАРАНА.

"...Каждое утро очередной космонавт подходил к тренажеру, снимал ботинки и садился, точнее, почти ложился в свое кресло. Инструктор в первые дни помогал ему проверить правильность предстартовых положений всех ручек, кнопок и тумблеров, потом переходил в соседнюю комнату, садился за свой инструкторский пульт, надевал наушники и связывался "по радио" - как бы с пункта управления полетом - с обучаемым:

- Дайте показания приборов, положение органов управления.

Космонавт последовательно - слева направо по кабине - перечислял показания приборов и положения всех ручек и тумблеров.

- К полету готовы?

- Готов!

- Ну тогда давай! Поехали!

Инструктор нажимал кнопку "Пуск", и вся сложная система имитации полета приходила в действие..."

Вот почему слово "Поехали!" так запомнилось космонавтам. Юрий Гагарин, почувствовав себя как на тренажере, машинально повторил его 12 апреля 1961 года при запуске "Востока".