Богатая, добропорядочная Франция парализована. Пятый день бастуют машинисты поездов и водители автобусов, не желающие увеличения пенсионного возраста с 55 лет до 60. Самое удивительное - вместе с ними на демонстрации выходят и люди других профессий, и даже безработные. Хотя им бы, наоборот, надо желать, чтобы поезда, метро и автобусы наконец начали ездить. Ведь с их остановкой жизнь миллионов французов превратилась в ад.
Хотелось бы посмотреть, поддержали бы в России забастовку электриков или пекарей, оставивших людей без света или хлеба. Может, в Европе пролетарская солидарность теперь сильнее, чем во времена большевиков?
Дать ответ «КП» попросила директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава ИНОЗЕМЦЕВА:
- Ситуация во Франции чревата социальным взрывом, но не думаю, что президент Николя Саркози уступит. Пенсионная реформа была его главным предвыборным лозунгом, и теперь он испытывается на прочность.
В последние годы масштабы соцобеспечения во Франции росли как на дрожжах. Уже фактически каждый иммигрант, еще не проработав в стране ни дня (а зачастую и не желая это делать), может претендовать на приличное пособие в несколько сотен евро. То есть больше средней зарплаты в России.
Вот только экономические основания для льгот во Франции все более зыбки. Уходить на пенсию в 55 лет железнодорожникам позволили давным-давно, когда они еще бросали уголь в топку и это было вредно для здоровья. При нынешней автоматизации это уже не так, к тому же у них стал короче рабочий день, улучшились разные соцпакеты, да и продолжительность жизни выросла.
Ужесточение условий соцобеспечения предстоит испытать так или иначе всей Европе. Речь, конечно, не пойдет о полном отказе от льгот в пользу либерализации чубайсовского типа, но реформировать социальную сферу абсолютно необходимо.
Для россиян эти проблемы пока слишком далеки. Мы на противоположном полюсе. У нас ни у кого нет пособий, на которые можно было бы беспроблемно прожить. И наши протесты скромны и касаются в основном повышения зарплаты (как это недавно было на российском «Форде»).