На экране второй план, в жизни - героиня

В апреле исполнилось сто лет со дня рождения Марии Ростиславовны Капнист - замечательной киевской актрисы, чей удивительный облик достаточно увидеть на экране один раз, чтобы запомнить ее навсегда.

Не узнала себя в зеркале
 
Хотя юбилейная дата наступила в апреле, родные и близкие Марии Капнист уже отметили ее столетие 22 марта. Такова была традиция при жизни актрисы - праздновать день рождения по старому стилю. Ведь родилась Мариэтта Капнист (таково было ее первоначальное имя) еще до революции в богатой петербургской семье. Правда, после 1917-го юной Мирочке пришлось жить уже совсем в других условиях, среди забот и лишений. Однако она с детства привыкла не унывать и не бояться трудностей. Выросла, начала сама зарабатывать, увлеклась театром и даже училась некоторое время в Ленинграде на актрису. 
 
Но в августе 1941-го, когда уже шла война, девушку (служившую тогда в Батуми бухгалтером жилуправления) арестовали сталинские ищейки, приписав ей агитацию против советской власти. Первый приговор обрек ее на восемь лет ИТЛ, а потом она получила еще "десятку". Мария Капнист побывала в лагерях Казахстана и Сибири, прошла допросы, этапы, тяжелейшую работу, в том числе и в подземных шахтах. Ей приходилось давать отпор сластолюбивым начальникам, даже специально уродовать себя угольной пылью, которая прочно въедалась в кожу. Выстоять было неимоверно трудно, но Мария Ростиславовна проявила потрясающую силу духа, опиравшуюся на искреннюю веру в победу добра.
 
В 1956 году, уже при Хрущеве, она, наконец, получила свободу. За все время каторги Мария Капнист ни разу не имела возможности увидеть себя. Когда ехала в поезде из Сибири, глянула в вагонное зеркало - и подумала, что видит чужую старуху. Прежними остались только ее глаза.
В фантастическом фильме "Шанс".
 
Звезда эпизодов
 
После лагерей Марии Капнист приходилось буквально все начинать сначала. Дочь, которую она родила, еще будучи арестанткой, воспитывала приемная мать. Очень сложно было найти работу и крышу над головой. Но в Киеве, где она поселилась у родных, ей улыбнулась удача. На киностудии имени Довженко Марию начали снимать в художественных кинофильмах. Сначала режиссеров привлекала главным образом характерная внешность Капнист, огромные глаза под высоким морщинистым лбом. Ее занимали в небольших эпизодах, далеко не всегда упоминая в титрах. Однако со временем Мария Ростиславовна осваивалась на съемочной площадке, и все очевиднее становилось ее актерское дарование. Она была способна органично воплотить любой персонаж - от колхозницы до монахини, от светской дамы до сказочной волшебницы. 
 
Постепенно пришла известность и любовь зрителей. Хотя актриса всегда была ограничена рамками второго плана, для нее не существовало маленьких ролей. Порой образы, созданные ею, запоминались лучше, чем главные герои, - как, например, в фильме "Бронзовая птица", где она сыграла графскую экономку. На восьмом десятке лет Капнист получила звание заслуженной артистки УССР.
 
Слава, впрочем, имела и оборотную сторону. В свое время режиссер-сказочник Александр Птушко поручил Марии Капнист сыграть чародейку Наину в экранизации "Руслана и Людмилы". Из-за этой и других подобных ролей суеверные люди порой воспринимали саму Марию Ростиславовну - женщину исключительной доброты и искренней религиозности - как зловещую ведьму. 
С Василием Шукшиным в фильме "Мы, двое мужчин".
 
Добрая колдунья с Соломенки
 
Достигнув почтенного возраста, Мария Капнист сохраняла молодую легкость и стройность. Она очень любила посещать живописные, романтические киевские уголки, где сохранялась первозданная природа, собирать там цветы. В одном из таких мест - на склонах горы Юрковицы над улицей Фрунзе - автору этих строк не раз приходилось ее встречать. Актриса сразу привлекала внимание своим необычным видом: носила она невиданные старомодные платья и накидки, так что в этих уединенных ярах казалась гостьей из другого времени. 
 
Позже мне довелось познакомиться с Марией Ростиславовной на театрализованном вечере памяти великого уроженца Киева Максимилиана Волошина. Оказалось, что Капнист была с ним знакома: ее семья когда-то жила в Судаке и поддерживала с коктебельским "домом поэта" добрые отношения. А потом я часто встречал артистку на Кавказской улице, где мы жили тогда в соседних девятиэтажках. С Марией Капнист связана, к слову, одна из легендарных историй этой своеобразной улочки на Соломенке, на крутом склоне Кучмина яра. Однажды, входя к себе в подъезд, Капнист услыхала, как бабки-сплетницы на скамеечке прошипели ей в спину: "Ведьма!".  Артистка не утерпела, вышла на свою лоджию в тылу дома, спустилась оттуда по простыням, обошла дом, снова подошла к тому же подъезду и проследовала внутрь мимо бабок, разинувших рты от безграничного удивления…
 
В "перестроечную" пору поразительная судьба Марии Ростиславовны стала известна многим, о ней сняли документальный фильм. Увы, в октябре 1993 года случилось несчастье: посетив киностудию Довженко, актриса вечерней порой переходила проспект Победы (вследствие каторжной работы в шахтах ей тяжело было пользоваться подземными переходами), и ее сбил грузовик. Из больницы Мария Капнист уже не вернулась... 
 
К нынешнему времени решен вопрос об открытии на Соломенке памятного знака в честь Марии Ростиславовны. Правда, к столетнему юбилею это не было сделано: слишком уж отвлекли бурные текущие события. Как сообщила нам народная артистка Украины Раиса Недашковская - многолетняя подруга Марии Капнист, мемориальную доску, скорее всего, откроют осенью, к годовщине смерти незабываемой киевлянки. 
Мариэтта Капнист в юные годы.
 
Кстати 
 
Поколения славных предков 
 
Актриса, воплотившая в кино несколько образов старых аристократок, сама была воспитана в благородных традициях. Ведь она - урожденная графиня Капнист. Основатель ее рода, военачальник-грек, свыше трехсот лет назад отличился на службе у Венецианской республики и удостоился графского титула. На его гербе был помещен латинский девиз Sub igne immotus - "Под огнем неколебим". 
 
Позже Капнисты обосновались на украинской земле, породнились с казачеством. Среди них особую известность получил Василий Васильевич Капнист, поэт и драматург, чья деятельность пришлась на конец XVIII и начало ХIХ века...
 
Он обладал блестящим сатирическим дарованием. Это в его комедии "Ябеда" из уст лихоимца-прокурора прозвучали строки, которые остаются "руководством к действию" для стольких чиновников нынешнего времени:
 
Бери, большой тут нет науки,
Бери, что только можно взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать...
 
Жизненный путь литератора Капниста начался и оборвался в нынешнем Миргородском районе Полтавской области, где у него было имение. Там же, рядом с его могилой, похоронили и актрису Марию Капнист.