Последний Герой СССР из Одессы управлял "черной смертью"

За время войны Григорий Жученко сделал более 200 боевых вылетов.

Жученко летал на штурмовике Ил-2 – грозе немецких танков и пехоты.

В этом году исполняется 70 лет с момента, когда над Оперным театром подняли красное знамя – 10 апреля 1944-го войсками 3-го Украинского фронта была освобождена Одесса.
 
Единственному ныне здравствующему Герою Советского Союза, живущему в Южной Пальмире, генерал-майору авиации в отставке Григорию Прокофьевичу Жученко летом прошлого года депутаты горсовета присвоили звание "Почетный гражданин Одессы". За всю войну у него было более 200 боевых вылетов! Офицер на своем штурмовике поражал вражеские танки, подрывал мосты и переправы, а один раз даже утопил немецкую баржу.
 
Накануне праздника мы навестили ветерана. Дверь нам открыла дочка героя, сам же хозяин встретил гостей в своей комнате. Он смотрел последний выпуск новостей, а рядом с телевизором лежал парадный мундир с "Золотой Звездой". В свои годы офицер сохраняет ясный и пытливый ум, переживая за события в Украине.
 
– Нет сейчас в стране такой армии, которая была в СССР, – с грустью сказал нам Григорий Прокофьевич, комментируя последние новости. – Народ разобщен, у него отсутствует единая идея, цель. А главное – никто не хочет возлагать на себя тяжелую ношу ответственности за судьбу народа.
В составе сводного офицерского полка летчиков участвовал в Параде Победы.
 
Повзрослел на два года
 
Григорий Прокофьевич родом из села Радионовка Донецкой области, будущий пилот-штурмовик был третьим ребенком в семье. После окончания семи классов он хотел пройти обучение в Лисичанском аэроклубе, чтобы стать летчиком. Родители не хотели отпускать сына, однако желание юноши было настолько велико, что он собрал вещи и ушел из дома. После Жученко отправился в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Причем чтобы его допустили к полетам, будущий юноша приписал себе два лишних года. В то время разрешали поступать в летную школу только после 17 лет, а Григорию Прокофьевичу было всего 15.
 
Ветеран вспоминает, что будущих летчиков окружали особым вниманием: селили курсантов в квартиры, бесплатно кормили и давали солидную по тем временам зарплату в 300 рублей.
 
– Большую часть суммы я отдавал в деревню родным, – рассказывает он. – При этом оставшейся сотни мне вполне хватало на жизнь.
Григорию Прокофьевичу депутаты горсовета присвоили звание "Почетный гражданин Одессы".
 
В пике бомбил переправу
 
Начало войны летчик встретил на школьном аэродроме. В тот день в Ворошиловограде шел дождь, и сквозь его пелену на взлетную полосу садились боевые самолеты морской авиации. Пилоты участвовали в первых боевых вылетах на врага, от них курсанты и узнали новость о начале войны. Осенью 1941-го 500 курсантов школы эвакуировали в Уральск. На самолетах летали мало, потому что пришлось почти все машины отдать на фронт. Особо обидно парням было то, что эвакуированное Одесское пехотное училище каждые три месяца проводило выпуск младших лейтенантов, которые отправлялись на фронт, а ребят из Ворошиловограда на боевые полеты не пускали.
 
Жученко отправили на фронт только в августе 1943 года, а на аэродром своего полка он прибыл только в сентябре. Служил офицер в 237-м полку 9-го авиакорпуса 17-й воздушной армии. Летал на знаменитой "черной смерти" – грозе немецких танков и пехоты – бронированном штурмовике Ил-2. По счастливой случайности полк дислоцировался в 20 километрах от родного села, так что летчик сразу принял участие в освобождение Донецкой области.
 
Никогда не забудет пилот свой первый боевой вылет, который произошел на следующий день после прибытия в часть.
 
– Мы поручили задание атаковать переправу на Днепре, – говорит ветеран. – До взлета ко мне подошел командир полка и сказал: "Делай что хочешь, но чтобы твоя бомба попала в переправу".
 
Эскадрилья ушла в небо. Через некоторое время Григорий вместе со стрелком увидели вдали голубую полоску – это был Днепр. Подлетев поближе, заметили и переправу, по которой отступали вражеские войска: бронемашины и грузовики с пушками. Враги спешили убраться подальше от наших наступающих частей. Когда подлетели ближе, встретили огонь из вражеских зениток, а наши истребители вступили в бой с немецкими. Эскадрилья рассыпалась – каждый пилот стал отвлекать вражеский огонь на свою машину. Тут-то и настала очередь Жученко.
 
– Чтобы точно попасть в цель, я вошел на самолете в пике, едва штурвал удержал, рассказывает пилот. – Долетев до переправы, я с высоты в пятьсот метров сбросил бомбы и, чтобы не быть сбитым, резко ушел вправо. Снаряд упал точно в середину переправы.
 
Боевая задача была успешно выполнена. По словам героя, как только он занял свое место в строю штурмовиков, командир полка возложил на него важную обязанность – выйти вперед и вести эскадрилью на аэродром. В скором времени летчик водил в бой уже свою эскадрилью из 12 боевых машин.
 
Орден Невского за бой на Днестре
 
Вместе с войсками 3-го Украинского фронта летчик освобождал Николаев, Херсон и Одессу, пока Советская армия не вышла к румынской границе. Во время боев за юг Украины, на Днестре весной 1944 года Жученко смог потопить баржу, забитую немецкими солдатами. В том бою сбили несколько вражеских "мессеров" и отправили на дно две баржи, но вражеский зенитный снаряд сбил самолет нашего летчика – управлять им стало невозможно, и Жученко решил посадить самолет на лесную дорогу. Отделался синяками и ушибами, но остался жив. За этот бой Григорий Жученко наградили орденом Александра Невского, занявшего место рядом с двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также орденом Красной Звезды, который он получил в феврале 1944 года за первые 20 боевых вылетов. После этого полк перебросили в Прибалтику и Ленинград, там летчик и встретил капитуляцию Германии.
 
В день РККА – 23 февраля 1945 года – указом Президиума Верховного Совета СССР Григорию Прокофьевичу за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм" присвоили звание Героя Советского Союза. В составе сводного офицерского полка летчиков Жученко участвовал в Параде Победы.
 
После войны офицер служил в воинских частях по всему СССР – на Дальнем Востоке, в Прибалтике. После увольнения в запас в 1960 году решил обосноваться в Одессе из-за благоприятного для его здоровья климата. До развала СССР работал в одесском аэропорту – прошел путь от диспетчера до руководителя полетов.
 
Фото предоставлены организаторами выставки "Непобежденная Одесса. Герои и судьбы любимого города"