В Киеве маршрутки за месяц зарабатывают 78 милионов

"Комсомолка" подсчитала, какая прибыль у частных перевозчиков, накануне подорожания проезда.

Как в маршрутку поступает поток налички увидеть можно. А вот куда он потом девается? Фото Максим Люков

Водители о подорожании не знали
 
Сегодня утром частные перевозчики могут "обрадовать" киевлян, подняв цены на маршрутах с 2-3 до 3-4 грн. Пассажиры возмущаются, понимая, что уровень сервиса останется по-прежнему низким. Жалобы перевозчиков на то, что они работают себе в убыток, на наш взгляд, официальным способом проверить невозможно. Ведь талончики пассажирам не выдают, а значит, и подсчитать пассажиропоток и заработок можно только со слов водителей. "КП" решила самостоятельно просчитать дневную выручку с одного автобуса, чтобы понять, насколько убыточные (или прибыльные) перевозки в Киеве.
 
Для чистоты эксперимента мы выбрали средний маршрут №219. На этой маршрутке пассажиры добираются от Диагностического центра (неподалеку от площади Шевченко) до Контрактовой площади. В час пик эта маршрутка обычно забита, а днем едет полупустая. Дорога в одном направлении - 9 км, круг занимается чуть больше 18 км.
 
Садимся и начинаем считать пассажиров. Водитель буквально мчался по маршруту, пытаясь обогнать конкурентов и набрать побольше пассажиров. Кстати, по пути он четыре раза нарушил ПДД (высадка пассажиров в непредусмотренном месте). Пассажиры то и дело спрашивали, подорожает ли завтра проезд.
 
- Откуда я знаю? - возмущенно отвечал водитель. - Сейчас все дорожает, может, и мой маршрут тоже.
Странно, что даже водители не знают, поднимут ли цены со среды (как раньше обещали) на его маршруте.
 
В день - 1200 гривен с одного "Богдана"
 
За основу мы взяли стоимость проезда 2,5 грн. По пути в салон зашли 26 пассажиров (из них один льготник и один ребенок), оплатили проезд 24 человека, отдав водителю 60 гривен. Умножаем сумму на два и получаем заработок за круг по маршруту - 120 гривен. Добавим сюда пассажиров, которых водитель перевозит в час пик (по максимальной вместительности салона), и умножим на 10 кругов - столько маршрутка проезжает за день. Выходит 1720 гривен в день с одного маршрута. Вычитаем траты на дизельное топливо (один литра по 12-13 грн., а всего уходит около 40 литров в день). Получаем сумму 1200 гривен. Столько в среднем зарабатывает одна маршрутка за рабочий день.
 
Хозяину маршрута ежедневно нужно отдать определенную сумму (от 500 до 1 тыс. грн. в зависимости от пассажиропотока), остальное - в карман водителю. За 25 рабочих дней одна маршрутка дает примерно 30 тысяч гривен. Эта сумма без вычета зарплаты извозчика, техобслуживания и стоимости запчастей. Всего по городу курсируют 2600 маршруток (из них 800 "Киевпастранса"). Теоретически за месяц они могут заработать 78 миллионов гривен.
 
А вот теперь прикидывайте: платят водителю в день 250 гривен. Стало быть, он может получить за месяц тысяч шесть. Но зарабатывает с вычетом топлива примерно 30 тысяч. Неужели оставшиеся 24 тысячи с одной маршрутки - это мало?
 
Мнение перевозчиков
 
"Мы в критическом положении"
 
Частные извозчики уверяют, что их проблемы не решались годами, поэтому сейчас рынок пассажирских перевозок находится на грани закрытия маршрутов. Основной причиной называют постоянное подорожание дизельного топлива, на котором ездят "Богданы".
 
- Тарифы не пересматривались с 2009 года, - говорит "КП" Юрий Артеменко, столичный перевозчик. - Стоимость дизельного топлива поднялась на 70%, запчасти подорожали на 40%, а цены на проезд остались прежними.
 
По его словам, если бы цены поднимали поэтапно, как это сделали в Киевской области, то не было бы столько шума. А так перевозчики застряли в долгах и без поднятия цен не смогут работать.
 
Напомним, что стоимость проезда в общественном транспорте остается прежней. И не будет повышаться как минимум пару месяцев.