Если бы не морщины, их можно было бы принять за молодоженов - так трепетно они держатся за руки и с нежностью смотрят друг на друга. Да и все, кто их знает, говорят: этот союз сложился на небесах.
Спелись во всех смыслах слова
Живут супруги в небольшой уютной квартире. Лидия Кузьминична - настоящая модница, в ее гардеробе не меньше двух десятков шляпок, не говоря уже о платьях. А как же иначе? Ведь Павловичевы - завсегдатаи всех городских мероприятий, не пропускают ни одной театральной премьеры. Они и познакомились на концерте в послевоенном Ленинграде, где оба тогда жили.
Ансамбль, в котором пела юная Лидочка, пригласили на мясо-молочный комбинат выступить перед 8 Марта. Сергей только увидел артистку на сцене - сразу влюбился. После концерта передал записочку: мол, жду вас завтра в семь вечера на Невском проспекте.
- Конечно, я была польщена, - смеется Лидия Кузьминична. - Ведь Сереженька мой был статный, высокий, да еще и блондин - завидный жених! А позже оказалось, что он еще отлично играет на гитаре - вот мы и спелись.
Свадебный стол: водка да селедка
7 ноября молодые поженились. Долго ютились в тесной квартирке у родителей невесты - спали на полу под столом, укрывшись солдатской шинелью. А в 1952-м записались добровольцами на секретное предприятие.
- Пообещали жилище со всеми удобствами и высокую зарплату - мы очень обрадовались! - вспоминает наша собеседница. - С работой ведь после войны было туго.
Самолет доставил Павловичевых и еще нескольких молодых людей в поселение в 450 км от Москвы. Добротные деревянные коттеджи, а в местном магазинчике - настоящее изобилие: рыба, колбасы, сыры, икра, дорогие коньяки… И это когда в стране царили разруха и голод.
- Увидел это кремлевское снабжение и сразу понял, что за таинственный поселок, - говорит пенсионер. - А позже мои догадки подтвердились: здесь готовили ядерные установки и атомные бомбы.
На предприятие часто приезжал Сахаров
Городок Саров с советских времен славился обилием монастырей и целебных мест (потому и назван в честь Серафима Саровского). А еще там размещался Институт ядерной физики. После войны туда съезжались лучшие умы СССР, часто наведывался академик Сахаров. Долгое время жителям поселка не сообщали его настоящего названия, не разрешали отправлять письма родным. От "Большой земли" поселение оградили колючей проволокой, и почти восемь лет никто из рабочих не мог выехать за его пределы.
- Родственники искали нас по всей Москве, - говорят супруги. - А когда приезжали по адресу прописки, попадали в поле, где не было ни души. Так почти три года все гадали, уж не Берия ли нас забрал.
Павловичевы проработали в ядерном центре 22 года. Жили в достатке - поменяли несколько машин. Помимо основной работы, еще выступали перед известными людьми - вместе пели и танцевали.
Трудности сплотили
Уровень радиации в поселке зашкаливал, что, конечно, сказалось на здоровье обоих супругов. Были серьезные проблемы с кровью, второй сын родился с ДЦП. Из-за Юры и переехали в Одессу, где был диспансер для таких деток. Получили квартиру, устроились на работу. Увы, обоих сыновей уже похоронили.
- Старший Володя был статным красавцем, - смахивает украдкой слезу Лидия Кузьминична. - Девушки так и млели перед ним, но дома, увидев коляску с большим ребенком - Юрой, тут же куда-то исчезали. Так он и не женился, умер холостяком, в 54 года.
Сейчас супруги часто вспоминают и Саров, и Ленинград… Как в блокаду 11-летнюю Лидочку ранило осколком бомбы и ее уже везли хоронить, а она очнулась. В госпитале потом еле выходили. Сергей Гаврилович прошел войну от Ленинграда до Кенигсберга, был дважды тяжело ранен и контужен. Во время одного боя убил из миномета около сотни немцев, и о рядовом написали все советские газеты.
Трудности и беды Павловичевых только сплотили. Никаких особых секретов семейного счастья, говорят, нет. Главное - это терпение, уважение и чистота в отношениях.