Повышать, или не повышать?

Недавно состоялся «круглый стол» по вопросу увеличения стоимости проезда в маршрутках Киева. Директоры транспортных предприятий с угрюмыми лицами смотрели на начальника управления городского транспорта и директора «Киевпастранса», а те пытались им доказать, что тарифы на проезд можно не повышать

Недавно состоялся «круглый стол» по вопросу увеличения стоимости проезда в маршрутках Киева. Директоры транспортных предприятий с угрюмыми лицами смотрели на начальника управления городского транспорта и директора «Киевпастранса», а те пытались им доказать, что тарифы на проезд можно не повышать.

Ситуация примерно следующая – в 2005 году были установлены жесткие цены на проезд в маршрутках. С тех пор цена солярки увеличилась вдвое, стоимость запасных частей для автобусов тоже подскочила, аренда земли выросла и так далее, и тому подобное.

И вот, значит, круглый стол, хотя на самом деле, конечно, никаких круглых предметов мебели в зале не наблюдалось. Господа перевозчики ставят вопрос следующим образом – мы осчастливили город, мы перевозим миллион человек в день, используя свои автобусы, свои базы, и город нам в этом ни копейкой не помог. Как же он может не разрешать нам поднимать цены, ведь мы, такие замечательные, помогаем ему решать транспортную проблему? Да и мы, вообще-то, частные предприниматели, бизнесмены, а город почему-то, не давая нам ни копейки денег, позволяет себе регулировать наши цены?

Рядом со мной сидел некий директор каких-то трех маршруток, и постоянно кивал в мою сторону, рассчитывая найти во мне единомышленника – мол, что они рассказывают (городские власти), проезд нужно повышать и никаких гвоздей. А у меня в голове крутилось только одно – господа водители, какие же вы бизнесмены, черт побери?

Вы ездите на своих маршрутах только потому, что город вам позволил на них ездить. Цены на свободном рынке регулируются конкуренцией. Если я стою на базаре, и продают курицу по сто гривен за штуку, ее никто не купит, потому что рядом продается гораздо дешевле. А если я стою на остановке, мне нужно ехать домой – я жду свою маршрутку, и никакая другая маршрутка мне не нужна, потому что она не привезет меня домой. У меня нет выбора. Каждый перевозчик на своем маршруте – монополист. А цены монополистов должны регулироваться властями – в данном случае городом.

Еще один щекотливый вопрос – профессионализм самих директоров. Мне совершенно непонятно, почему перевозками занимаются частные предприниматели, которые залезают в долги, зависят от каждого рубля и не имеют ресурсов, чтобы нанять замечательных менеджеров, которые очень быстро оптимизируют работу их фирм, так что они даже за 75 копеек будут возить с прибылью. Почему бы таким важным вопросом не заняться крупному бизнесу, который может не размениваться на мелочи, а обеспечить перевозки всем необходимым за один раз. Например, КП «Киевпастранс», кроме троллейбусов и трамваев, владеет чуть ли пятой частью всех маршруток города, и чувствует себя даже по старым тарифам вполне нормально.