При нечаянных встречах страх включает в организме зверя "реле", опустошающее кишечник и облегчающее бег испуганного. Этот процесс, называемый "медвежьей болезнью", свойствен многим животным и человеку тоже. Чтобы избежать столкновенья с медведем, опытные камчадалы на тропах (ими пользуются и медведи, и люди) заявляют о себе каким-нибудь звуком - стучат в пустой котелок, покашливают, громко разговаривают. И все ж на Аляске и на Камчатке, где медведей больше, чем в любом другом месте, два-три трагических случая в год случаются. Когда убивают медведя, это трагедией не считают, но если медведь задрал человека, об этом пишут, говорят, долго помнят.
В европейских наших лесах медведи живут с человеком бок о бок издавна. Случается, бабы, собирая малину, вдруг видят, как рядом тем же делом занят медведь. Тут опасно угрожающе закричать, но опасно и побежать - то и другое может спровоцировать зверя на активную защиту себя либо пробудить в нем инстинкт преследованья. Опыт жизни научил людей не паниковать, а спокойным голосом говорить со зверем: "Ну что ты, батюшка, тоже ягоды захотел…" Глядишь, разошлись с миром.
Медведи хорошо приручаются. До года - это почти что плюшевый мишка. А после года - зверь, даже играя, может оставить человека без уха. Хорошо поддаваясь дрессировке, медведи в цирке исполняют уморительные номера. Но дрессировщик должен быть всегда начеку - благодушное настроение у медведя может мгновенно смениться яростью.
|