"Правый сектор" сдался без боя

Соратники Яроша отмежевались от беспредельщиков и покинули Киев.

Фото: Рейтер.

Терпение лопнуло. После того как на Майдане в районе Европейской площади член "Правого сектора" открыл стрельбу, ранив трех человек, Верховная Рада приняла постановление, которым обязала МВД и СБУ немедленно провести разоружение незаконных вооруженных формирований. 
 
ТРОЕ РАНЕНЫХ
 
Стрельбу на Крещатике можно сравнить по эффекту со взрывом бомбы. Втайне нарастающий страх перед обилием оружия на руках у мирных и не очень граждан после победы Майдана обрел воплощение. И хоть случившемуся изо всех сил стараются придать вид бытового конфликта, от этого не легче. Напряжение понемногу спадает, строгая дисциплина сменяется расслабленностью, и вот результат - пьяный координатор "Правого сектора" 33-летний Андрей Козюбчик начинает палить в толпу. И так мозги может свернуть у каждого, кто носит за поясом ствол.
 
Раненых трое, хотя свидетели слышали пять выстрелов. В область поясницы пуля попала заместителю главы КГГА Богдану Дубасу - он якобы случайно проходил мимо. Ранение в ногу получил молодой парень. А 19-летний боец 3-й сотни "Самообороны" оказался на волосок от гибели - пуля прошила его тело.
 
Дальше - больше. "Тяжело вооруженные" правые, как пишет в своем "Фейсбуке" Арсен Авков, уводят стрелка в свою крепость - отель "Днепр".
 
Что происходило в элитной гостинице, остается тайной, но в итоге стрелок оказался в изоляторе СБУ. А "Днепр" - в плотной осаде.
 
Около одиннадцати вечера в понедельник гостиницу окружили вооруженные до зубов бойцы "Сокола" - того самого, который задерживал Сашка Белого. В подмогу спецназу прислали три автобуса милиционеров попроще, но тоже в бронежилетах и с автоматами. 
 
- Братья, что творится, вам мало 100 смертей? - с круглыми глазами обращался к бойцам невесть откуда взявшийся священник. - У меня впечатление, что мы вернулись в февраль месяц.
 
И на то походило - со стороны Украинского дома начали собираться толпы парней в камуфляже, доставали палки и спортивные сумки с таинственным содержимым. В ответ милиция стала демонстративно щелкать затворами. Обстановка накалилась донельзя, но… обошлось. На место прибыло руководство МВД, СБУ, "Самообороны"...
 
А утром как ни в чем не бывало "Правый сектор" под присмотром того же "Сокола" смирно погрузился в два больших автобуса и отправился прочь из Киева. Как выяснила "КП" - на учебную военную базу "Десна" в Черниговской области. Прошла информация, что не с пустыми руками - оружие прихватили с собой. Но и милиция нашла кое-что в "Днепре", по крайней мере так было официально заявлено.
 
НЕ ВРЕМЯ РАЗОРУЖАТЬСЯ?
 
- Идут следственные действия, внутрь никому нельзя, - отшивает нас охрана у входа в "Днепр".
 
Идем в обход и свободно проникаем внутрь через боковые двери. Из туалета доносится стук молотка - пользуясь тем, что гостиница опустела, сотрудники решили кое-что починить. За работой слесаря наблюдает девушка-менеджер.
 
- Побаивались мы их тут, - вздыхает барышня. - Постоянно проверяли сумки и у наших сотрудников, и у постояльцев. Практически все клиенты сбежали. Пока были беспорядки, селились иностранные журналисты, а сейчас никого нет. Но все равно хорошо, что съехали.
 
Два этажа, которые занимал "Правый сектор", по-прежнему закрыты. Сначала никого не пускали бойцы, а теперь - милиция. В расположенном через дорогу ресторане "Мафия", возле которого произошел инцидент со стрельбой, от комментариев отказываются, заведение работает в прежнем режиме.
 
- Я не знаю, что там было, меня позвали, когда приехала скорая, - говорит сотник "Самообороны" Анатолий Ведмидь. - Но одно скажу: не делайте из мухи слона. Это не был конфликт двух политических сторон, обычный бытовой. Меня удивляет реакция общественности.
 
"Ну постреляли, так зачем же теперь народ разоружать" - такая позиция сотника.
 
- Не поддерживаю постановление Рады. Сейчас не время разоружать патриотов. И конфликты новые могут быть, - говорит Анатолий Ведмидь. Правда, тут же добавляет, что "Самооборона" - не вооруженное формирование. Тут искать, дескать, нечего.
"Правые" выселяются из гостиницы и грузят вещи в автобус. Фото: РЕЙТЕР.
 
ОТ ФАНТАСТИКИ ОТКАЗАЛИСЬ
 
В "Правом секторе" постановление Рады о разоружении тоже восприняли без ярких эмоций.
 
- У "Правого сектора" нет своих арсеналов, мы не являемся вооруженной организацией, мы - политическая партия, - сказал пресс-секретарь организации Артем Скоропадский. - У членов "Правого сектора" есть личное оружие, но оно зарегистрированное, легальное.
 
На вопрос, зарегистрированы ли были автоматы, с которыми в Ровно хоронили Сашка Белого, Скоропадский заявил, что люди могут путать с автоматами охотничьи карабины. Что касается пистолета в руках Андрея Козюбчика, то пресс-секретарь признался, что ничего об этом не знает.
 
- Постановление Рады направлено против бандитов, мародеров и проходимцев, которые маскируются под "Правый сектор", - добавляет Скоропадский. - Сейчас в нашу партию входят три организации: это "Тризуб" имени Степана Бандеры, бывшие УНА-УНСО и "Патриот Украины".
 
Получается, что от "Нарнии", "Викингов" и других полуфантастичных персонажей, которые были замешаны в погромах, настоящие "правые" уже открестились. По мнению политолога Вадима Карасева, это хороший знак. Во-первых, у МВД развязаны руки в отношении беспредельщиков. Во-вторых, между "Правым сектором" и милицией существуют некие договоренности, которые предполагают постепенное восстановление порядка. Уже то, что компания Яроша на время покинула Киев, снизит напряженность.
 
- Ярош понимает, что, если он идет в политику, нужно избавляться от маргиналов и крайних радикалов, - говорит Вадим Карасев. - Порядок тем более необходим, что на нас с опаской уже смотрит Европа. И может обвинить, что играем на руку Путину, если украинцы будут бегать по улице с оружием.
 
По мнению политолога, в ближайшее время следует ожидать зачистку Киевской горгосадминистрации. А вот палатки Майдана останутся до выборов. 
СПРАВКА "КП"
Что произошло на Майдане
 
Почему началась стрельба, нам рассказал член "Самообороны" Виталий ТАРАСЕНКО:
- Мы с Сашей учимся вместе в университете на программистов. В тот вечер дежурили на КПП около Майдана. Заметили троих пьяных. Они хотели пройти с водкой на Майдан, мы отказали. После конфликта они решили пойти в сторону гостиницы "Днепр", Саша вместе с нашими ребятами пошел рядом, чтобы проконтролировать ситуацию. А я остался на посту. Узнал, что с Сашей произошло, лишь когда подъехала карета скорой помощи. 
 
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
 
Раненого Сашу оперировали больше трех часов
Александру зашили оба легких и удалили селезенку. Фото: cоцсети.
 
Всю ночь на 1 апреля медики 17-й городской больницы боролись за жизнь тяжело раненного бойца третьей сотни 19-летнего киевлянина Александра Левкуши.
 
- Пуля прошла навылет сверху вниз, зацепив оба легких, диафрагму и селезенку, - рассказала "КП" начальник медчасти Наталья Барановская. - Понадобились четыре большие операции, пришлось удалить раздробленную селезенку. Саша потерял очень много крови.
 
Паренька оперировали и зашивали больше трех часов. Сейчас находится в состоянии медикаментозного сна, а когда приходит в себя, показывает большой палец, дескать, все хорошо. Врачи говорят о положительной динамике.
 
Юлия Толоконникова, комендант сотни, к которой принадлежит Александр, рассказала, что Левкуша в тот вечер был с друзьями.
 
- Два других бойца были в "брониках", у одного из защиты в области сердца достали пулю. А на Саше не было бронежилета, - говорит Юля. - Когда началась перестрелка, он стоял совсем рядом и одна из пуль попала в бок.