Запорожский "пономарь" Сергей Демин: "За решеткой научился готовить борщ и нашел невесту"

Год назад был оглашен приговор по громкому делу о взрыве Свято-Покровского храма в Запорожье в 2010-м.

Ольга Демина хочет, чтобы местные власти дали денег на реабилитацию ее сыновей - Антона Харитонова (слева) и Сергея Демина, тюрьма сильно подорвала здоровье ребят. Фото: Максим КРЮК.

За это время в жизни троих осужденных - Сергея Демина, Антона Харитонова и Евгения Федорченко - много чего поменялось. Главное - это, конечно, то, что с них сняли все обвинения и выпустили на свободу. А за месяцы, проведенные за решеткой, "пономари" успели открыть в себе новые таланты.
 
"Распишемся в СИЗО, где сидит Марина"
 
Самые разительные перемены - у Демина, самого старшего из "пономарей". Парень решил попрощаться с холостяцкой жизнью и сделал предложение любимой девушке, как только освободился. 
 
- Ее зовут Марина. Познакомились мы в СИЗО совершенно случайно. Попала она в тюрьму по глупости, а так девушка очень хорошая, - говорит Сергей, смущенно улыбаясь. - У нас было краткосрочное свидание - разговор через два стекла по телефону. Я спросил, выйдет ли она за меня замуж и каков будет ее положительный ответ. 
 
Ребята, как оказалось, поддерживают отношения уже два с половиной года. Больше ждать не хотят - распишутся в апреле или в мае в колонии, где все еще находится Марина. 
 
- Вот так. Моя история - прямое доказательство того, что даже самая худшая, казалось бы, ситуация может в итоге обернуться чем-то хорошим, - говорит Сергей. - Тяжело было все эти почти четыре года в заключении, но за это время я много чему научился, переосмыслил жизнь и нашел себе невесту.  
Взрыв в Свято-Покровском храме прогремел летом 2010 года. Фото: Максим КРЮК. 
 
У всех троих начались проблемы со здоровьем
 
"Пономари" признаются: бывало всякое за решеткой. И минуты отчаяния, когда думалось, что правды уже не добиться, и проблески надежды. Чтобы хоть немного отвлечься от невеселых мыслей, ребята занимали себя чем могли.  
 
- Я научился готовить так, как на свободе не смог бы. В колонии ведь нельзя пойти в магазин и купить все необходимое. Есть только то, что передают с воли, причем существует еще и список запрещенных продуктов. Приходится проявлять фантазию, - делится Сергей. - Мои фирменные блюда - борщ и харчо. Еще салаты разные и торты. Но супы лучше всего получаются. Ребята, которые пробовали, говорили, что вкуснее моего харчо в жизни не ели. 
 
А еще он открыл в себе талант художника. Предпочитает рисовать животных, особенно лошадей. Практически все работы отправляет любимой девушке - чтобы не падала духом. 
 
За решеткой у всех троих начались проблемы со здоровьем. У Сергея испортилось зрение, у Антона "полетели" зубы, Женя жалуется на почки. Сейчас их родные обивают пороги чиновников в надежде на помощь с обследованием и лечением. На частные клиники денег нет - все ушло на адвокатов. А в поликлинике по месту жительства, куда направили ребят, нет необходимой аппаратуры и специалистов. 
 
- Ни томографа нет, ни даже стоматолога. А ведь можно было ребятам организовать, допустим, дневной стационар в той же областной больнице, где есть все нужное для обследования, - возмущается мама братьев Демина и Харитонова Ольга. - Отношение наших чиновников очень обижает. Ведь парни отсидели ни за что, сейчас все признали их невиновность, но какого-либо участия в их реабилитации власти принимать не желают.
 
"Те, кто нас посадил, должны ответить"
 
Ольга Демина пыталась попасть на прием к мэру Запорожья. Однако удалось пообщаться лишь с помощником Александра Сина, который пообещал что-то решить, но не ранее чем через месяц. Обивание порогов главы области тоже не дало никаких результатов.
 
Однако "пономари" не отчаиваются. Все трое после того, как поправят здоровье, хотят найти работу по душе. Антон Харитонов планирует вернуться в храм, но однозначно не в церковь, построенную рядом со взорванной. На Сергее еще висит ипотека - платить по кредиту осталось лет восемь. 
 
- Квартира-то за мной осталась, а вот в квартире ничего нет. Когда нас задержали, сотрудники милиции для экспертизы вырезали замок, и дверь держалась на одних саморезах. Заходи, кто хочет. Помню, когда я туда вместе со следователями приходил - ахнул. Оттуда вынесли все: мебель, одежду, даже посуду, - говорит Сергей. 
 
А еще парни ждут бумагу из Высшего специализированного суда, которая подтверждает, что обвинения с них сняты. Это будет стартом для  уголовных дел в отношении сотрудников милиции, прокуратуры и судей, занимавшихся делом "пономарей". 
СПРАВКА "КП"
Сергея Демина, Евгения Федорченко и Антона Харитонова осудили за взрыв Свято-Покровского храма в Запорожье. Прозвучал он в 28 июля 2010 года - в День соборности. Тогда погибла пожилая монахиня, еще девять человек получили ссадины и ушибы.
Правоохранителей обязали в самые сжатые сроки найти виновных. Они и нашли. Федорченко и Харитонов были во взорванном храме пономарями, Демин - родной брат Харитонова. Несмотря на массу нестыковок в деле, всем троим вынесли обвинительный приговор: Федорченко и Харитонову дали по 15 лет, Демину 14. После апелляции всем троим скостили по году. Дело готовилось к рассмотрению в Высшем специализированном суде, но случился Майдан, и 14 марта Верховная Рада своим решением сняла все обвинения с "пономарей".