Андрей Валентинович Ваврыш рассказал о ситуации с киосками и о проблемах высотности зданий.
О скандальных стройках
Александр: - Посмотрел ваш годовой отчет, представленный на днях. Очень много интересных проектов. Скажите, будут ли они воплощаться в жизнь? Выделены ли на них деньги? Предусмотрено ли участие общественности в этих проектах?
- Мы считаем, что самая важная функция Департамента градостроительства и архитектуры - это стать коммуникационной площадкой всех заинтересованных сторон. Наша роль - роль координаторов, которые усаживают за один стол инвестора, представителей общественности, экспертов, горожан, муниципальной власти, других заинтересованных лиц. Во имя поиска наилучшего компромиссного решения, которое устраивает все стороны.
Это уже наш второй годовой отчет. По каждому проекту мы движемся. Бюджет города пока не скорректирован, безусловно, будут изменения, нам придется жить в режиме ограниченных ресурсов. Но это не значит, что проекты должны быть отложены, они могут быть просто реализованы с другими акцентами, опираясь на другие источники.
Ольга Владимировна: - Андрей, буквально на днях вы опубликовали в своем блоге некий план действий, как прекратить проблемное строительство. Ваша мысль понятна и правильна. Но у меня вопрос: предложения есть, а кто будет все это воплощать? Или это лишь красивое публичное заявление?
- Мысль, которая витает в воздухе, материализуется только тогда, когда ее разделяет большое количество людей. Мы, сотрудники департамента и я в том числе, каждый день сталкиваемся с подобными проблемами. Когда инвестор поймет, что ему придется смотреть в глаза жителям, живущим рядом с объектом строительства, он изначально по-другому подойдет к проектированию. Мы сталкиваемся очень часто с практикой, когда инвестор говорит: меня все остальное не интересует, я тут забором обнесусь, а все остальное их проблемы.
Сергей: - Интересует, как быть с теми монстрами, которые уже вылезли или начали возвышаться в центральной части города? Можно ли повлиять, отменить такое строительство, как, например, на Нижнем Валу, 27? И ответят ли инициаторы такого строительства за свои незаконные действия?
- Объект на Нижнем Валу, 27, возник до нашего появления (назначения нового главного архитектора города в 2010 году. - Авт.). Нужно провести расследование, разобраться, каким образом можно было обойти существующие ограничения. Говоря про здание, которое уже возведено, можно применить такой прием, как, например, подсвечивание или, наоборот, неподсвечивание каких-то его частей. Это кричащая проблема, которую, кстати, постоянно поднимает ЮНЕСКО на заседаниях. С одной стороны, таким ситуациям способствует двойное толкование в правовом поле, позволяющее пересматривать высотность, с другой - необходимо внедрить больше обязательной публичности. Она на самом деле сделает невозможным давление на отдельно взятого чиновника, чтобы такой документ подписать.
|
О неудобных развязках
Андрей Мысик: - Про больное - "турбина" перед мостом Патона. Кто это придумал? Как она появилась? В чьем воспаленном мозгу? Не видел ни одного водителя, которому бы развязка понравилась.
- К моему большому сожалению, я могу констатировать факт, что наиболее развязанное от транспортных проблем направление - это на Кончу-Заспу. И из года в год ситуация не меняется от смены того или иного правительства. Если говорить, почему это произошло, то, я думаю, в один из дней кто-то застрял в пробке и сказал разобраться. Самое смешное, что мы (Департамент градостроительства. - Авт.) проектное решение развязки увидели уже тогда, когда она строилась. Было очевидно, что будут проблемы с этой развязкой, что она не работает. То же было при рассмотрении проекта реконструкции Почтовой площади. Но здесь уже премьер-министр дал поручение разобраться, как могло произойти так с "турбиной". Проблема в том, что развалили систему принятия решений по выделению денег. Каким образом сейчас формируется программа социально-экономического развития? Она вырабатывается на отдельно взятом совещании. А как насчет приоритетов развития города, зафиксированных в документации? Почему в первую очередь должна быть "турбина", а не, например, Ленинградская площадь, если она гораздо важнее. Получилось так, что 480 миллионов на развязку-"турбину" нашли, а полмиллиона на то, чтобы проанализировать, нужна ли она там - нет. Мы считаем, что у города должна функционировать транспортная модель. Нужно ввести единый показатель эффективности, сравнения. Ведь мы можем сравнить Львовскую и Ленинградскую площади и решить, какая приоритетнее. К примеру, по Лукьяновскому узлу у нас было пять транспортных решений, а выбрали вообще шестой вариант. Именно опираясь на сравнения по показателю окупаемости затрат. Но ключевой все же проблемой можно назвать отсутствие состязательности. Это приводит к ситуации, когда определенный, скажем, сговор или нежелание принимать какую-то новизну, предложенную в других проектных вариантах, приводит к тому, что более рациональные проекты, как в случае по Шулявке, не могут пробиться. А страдают от этого все. Так что рецепт выздоровления - публичность и конкуренция.
Татьяна: - Ситуация в стране напряженная, денег не так уж много, в ближайшее время что планируется строить? Та же Ленинградская площадь?
- Скажу вам так, невозможным стало строительство в этом году старого проектного решения по развязке на Шулявке. Мы этот процесс временно заблокировали. Также невозможным стало строительство в старом варианте съезда на Подоле с моста на Валы. В ближайшее время будет проведена работа по технико-экономическому обоснованию двух проектов по Шулявскому мостовому переходу. Мы должны найти более рациональное, более качественное решение, которое меньше стоит, но при этом дает больший эффект повышения пропускной способности. Та же самая работа ждет нас в отношении Ленинградской площади.
В ТЕМУ
"В столице все киоски - незаконные!"
Влад: - Ситуация с незаконными киосками в Киеве достигла пика. Что говорить о строительстве объектов, если мы не можем справиться с обычными будками (их даже киосками не назовешь), которые сплошь и рядом. Как и, главное, когда преобразится Киев? Есть ли смысл общественности участвовать в этом процессе?
- Участие общественности - это главный залог успеха. Каждый чиновник, каждый бизнесмен, каждый сотрудник правоохранительных, проверяющих органов боится воли народа. И позиция горожан, которые хотят видеть чистый город, двигает политиками, депутатами и всеми остальными. В прошлом году была разработана комплексная схема размещения временных сооружений, которая предусматривает 6,5 тыс. киосков (примерно втрое меньше, чем сейчас). Заработал портал, электронные средства контроля, которые делают злоупотребления невозможными.
Такая работа проведена, хотя, безусловно, она не может быть идеальной. Это касается непосредственно мест размещения киосков. И мы это понимаем. Исправлять комплексную схему можно не больше, чем раз в год. Уже сейчас на портале kga.gov.ua открыта возможность сбора заявок для выработки единой правки и коррекции комплексной схемы. Но самое главное, что в этой схеме выписаны принципиальные ограничения возможности размещения временных сооружений рядом со школами, садиками, административными зданиями, перекрестками, проезжей частью, памятниками культуры, парками. Это 90% тех мест, которые являются особо ценными для горожанина, местами, которые по праву принадлежат ему. Нужно двигаться вперед, у этого процесса не будет поддержки от бизнеса, который незаконно ставил киоски. Мы понимаем, что всего киосков около 15 тысяч. Оставить 6,5 тысячи сооружений - значит получить 7,5 тысячи оппонентов в процессе наведения порядка. В ход идет все, и запугивание, и влияние на суды, и провокации. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Правда на нашей стороне, а общественное внимание к этой теме - залог успеха в наведении порядка.