В кабинете главного гаишника страны мы побывали впервые. Предыдущие рулевые не сильно ждали к себе в гости журналистов. Анатолий Сиренко согласился встретиться сразу после назначения.
"Ребята боялись выходить на работу"
Комната, где работает глава департамента ГАИ, просторная, светлая. Убрана просто, но, как говорится, со вкусом. Много дерева, плазма, на которой крутят новостные каналы, рабочий стол у окна и кожаное кресло. Полки пока пустые, а на стене вместо портрета президента - дыра под гвоздь.
- Когда меня назначили, портрета Януковича в кабинете уже не было - сняли. Теперь на его месте будет Тарас Шевченко, - начинает разговор Анатолий Сиренко.
- У нас к вам много вопросов, но начнем с самой больной темы: расстрелов сотрудников ГАИ в Киеве.
- За последнее время мы потеряли пятерых сотрудников, такого никогда раньше не было, - с грустью говорит начальник ГАИ. - Сперва ребята даже на работу боялись выходить. Однако массовых увольнений, как писали в прессе, не было. Да, некоторые ушли, но это те, которых мы бы и сами уволили. Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, решили создать совместные патрули. Попросили активистов присоединиться. Думаю, это было правильное решение. Сейчас ребята уже успокоились. Я по глазам вижу.
- А на работу активистов взяли бы?
- Я им всем сказал: милости просим, двери открыты. Хотите, проходите отбор. Подойдете, надевайте форму и - вперед.
- Как вы собираетесь бороться с коррупцией с такими зарплатами в ГАИ? Если Верховная Рада отменит все надбавки, инспекторы будут получать 1000 гривен.
- Наш сотрудник в среднем получает 3200 гривен. Первый год - 2200. Что касается борьбы с коррупцией, нужны гарантии. Вот, например, отработал 20 лет инспектором - получи квартиру. Тогда будут думать и бояться проштрафиться. На 17-м году работы взял 50 гривен у водителя - все, лишился гарантированного жилья. Ну и борьбу со взяточничеством никто не отменял. Мы установили правило: попался на взятке инспектор - начальнику выговор. Повторно - пиши рапорт на увольнение.
"Кобра" была самая коррумпированная"
- На днях в Раде обсуждали вопрос расформирования спецподразделения ГАИ "Кобра". Вы поддерживаете?
- Подразделение, которое до 2008 года называлось "Коброй", нуждается в серьезном переформатировании. Будем проводить чистку до тех пор, пока не останутся только порядочные люди. Сейчас думаем, сколько человек оставить. Дело в том, что раньше эти ребята были задействованы в сопровождении первых лиц государства. Сегодня ни премьер, ни и. о. президента в лице главы парламента сопровождением не пользуются.
- Как вы будете решать конфликтные ситуации между водителями и инспекторами? Последнее время их все больше.
- Когда инспектор останавливает водителя, он должен разговаривать с ним так, как будто за рулем его отец. Максимально вежливо и спокойно. Это мое требование. Прошу и водителей вести себя подобающе. Если наш сотрудник действует в рамках закона, ему нечего бояться. Был случай: сержант остановил активиста одной из организаций, начался скандал. Гаишник получил угрозы в свой адрес, его обещали уволить, но он проявил принципиальность. Таких сотрудников мы будем поощрять.
"Технические новшества пока отложим"
- Что будет с "письмами счастья"? Прошлое руководство обещало запустить автоматическую фиксацию уже в марте-апреле.
- Вы же знаете, какая экономическая ситуация в стране. К сожалению, мы были вынуждены перенести эти вопросы на более поздний срок. Но я остаюсь сторонником автоматической фиксации нарушений. Человеческий фактор нужно убирать. Это европейский путь развития.
- А что касается тонировки?
- Это не простой вопрос, он требует особого подхода, изучения европейского опыта. В ближайшее время никаких мероприятий по тонировке не планируется. Что будет дальше - посмотрим.
- Будет ли увеличен личный состав ГАИ? В маленьких городках явно не хватает.
- Не совсем корректно в данной экономической ситуации требовать увеличить численность личного состава. Чтобы выполнять поставленные задачи, людей у нас достаточно. Ну и за счет сокращения спецподразделения ГАИ мы сможем увеличить количество рядовых гаишников.
"Маржу в 20 км/ч нужно убрать"
- Сразу после вашего назначения появилась информация, что вы хотите вернуть техосмотр.
- Меня неправильно поняли. В данной ситуации возврат техосмотра не лучшее решение. Но я за то, чтобы транспорт был исправен. Если возвращать техосмотр, нужно подумать, как не вернуть коррупцию. ГАИ будет выполнять наблюдательную функцию, а сам осмотр - дело лицензированных станций. Если авто новое, на гарантии, никакой осмотр не нужен. А вот если машине 20-30 лет, здесь нужен контроль.
- В прессе уже активно обсуждают увеличение скоростного режима на магистралях. Когда появятся новые знаки? Что будет с маржой в 20 км/ч?
- Этот вопрос мы вынесли на обсуждение. Самостоятельно такие решения принимать не хотим. Это касается не только Киева, но и всех больших городов. Вот в Киеве предложили приподнять лимит на 21 участке. В итоге люди поддержали только 11. К примеру, по Малой окружной споров не возникло, а вот проспект Победы, на котором мы хотели выставить лимиты 80 км/ч, люди не поддержали. Мы и дальше будем анализировать, где можно увеличить скорость. На опасных участках, возле школ скорость планируем, наоборот, снизить. Что касается маржи в 20 км/ч, ее нужно убрать. Подобного нет нигде в Европе.
КСТАТИ | Связаться с начальником ГАИ Украины можно по телефону 272-57-52 или прийти на прием в понедельник, среду и пятницу с 19.00 до 22.00. В четверг - с 10.00 до 13.00. В другие дни, включая воскресенье, на вопросы водителей ответят заместители. |
О СЕБЕ
В милиции меня все знают
|
- На какой машине вы ездите?
- У меня белая "Тойота Камри", объем двигателя 2,5 куб. см, машине три года. На работе приходится пользоваться услугами водителя, но при любой возможности стараюсь ездить сам. Я от этого получаю удовольствие.
- Гаишники тормозят?
- Ну как сказать… Бывает. Но я работаю в милиции почти 30 лет, меня здесь все знают. Потому если и остановят, сразу узнают, здороваются. Иногда и я останавливаюсь, если вижу, что что-то не так. Даю нагоняй.
- Кто-то из вашей семьи водит авто?
- У меня дочь водитель, а вот жена - пассажир, за руль не садится.
- Как долго шли к самой высокой должности в системе ГАИ?
- Сами посудите: у меня стаж 30 лет, из них 26 проработал в ГАИ. Начинал службу в Радянском районе (сейчас Шевченковский). Вырос до заместителя, затем возглавил Шевченковский район. Был замначальника ГАИ в Киеве, начальником ГАИ области, затем возглавил столичную Госавтоинспекцию. Теперь назначен начальником Департамента ГАИ Украины.