ЗаКРЫМированный под заграницу

Полуострову довелось притвориться в кино всеми континентами, кроме Антарктиды.

Замок, где происходит действие фильма «Десять негритят», - комбинация Воронцовского дворца и Ласточкиного гнезда. Фото: кадр из фильма.

Живописный полуостров - одна из самых любимых режиссерами натур для съемок кино.

Советский Голливуд здесь мечтал создать еще товарищ Сталин. В 30-е годы главный советский киноначальник Борис Шумяцкий побывал в Лос-Анджелесе и начал делиться с вождем идеей построить около Байдарских ворот (поселок Форос) огромную кинофабрику, способную производить по 200 фильмов в год. Благо солнца там целое море, не меньше, чем в Калифорнии. А в те времена считалось, что солнце для съемок совершенно необходимо. Вождь идею Шумяцкого одобрил, заметив: "Мне сообщили, что Муссолини строит у себя киногород в 2 года. Смотрите, обскакает…"

Шумяцкого вскоре арестовали и расстреляли, а грезы о грандиозной кинофабрике были забыты. И все равно в Крыму сняли бесконечное количество фильмов. Полуостров изображал на экране не только сам себя, как в "Три плюс два", "Ассе" или "Шапито-шоу", но далекие и экзотические страны... И буквально все континенты, кроме Антарктиды!

Америка: "Всадник без головы" на Белой горе

Один из самых популярных фильмов 70-х, "Всадник без головы" по Майн Риду, снимали главным образом в городе Белогорске, изображавшем Техас. При этом скакунов для съемок везли из Подмосковья, а рабов - из Симферополя: это были кубинские студенты. Собственно, всадник без головы катался на коне по скале Ак-Кая. Причем изображали его десятилетние наездники-школьники, на которых надевали специальные костюмы, из-за которых они казались безголовыми. Рассказывают, что один из этих пареньков впоследствии погиб в аварии - ему оторвало голову...

Америку (в частности, Дикий Запад и Калифорнию времен Золотой лихорадки) Белогорску пришлось изображать не раз - в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты", "Человеке с бульвара Капуцинов", "Мексиканце".

Во "Всаднике без головы" Крымские горы изображали Америку. Фото: кадр из фильма. 

Европа: "Десять негритят" в Воронцовском дворце

Крым был любимым местом для экранизаций Шекспира - там снимали "Отелло", "Ромео и Джульетту", "Двенадцатую ночь".

Там Станислав Говорухин снял "Десять негритят", лучшую советскую экранизацию Агаты Кристи, - причем замок, в котором разворачивается действие, это комбинация из двух: Воронцовского дворца и Ласточкиного гнезда. Они оба стоят на утесах, и, снимая их с разных сторон, удалось создать впечатление, что действие разворачивается на острове.

Воронцовский дворец и Ласточкино гнездо - два самых известных архитектурных сооружения в Крыму - вообще постоянно использовались кинематографистами. Первый появлялся в "Небесных ласточках", "Обыкновенном чуде", "Алых парусах", "Д'Артаньяне и трех мушкетерах", второй - в "Мио, мой Мио", "Академии пана Кляксы" и в единственном совместном советско-американском фильме 1975 года - сказке "Синяя птица". Это должен был быть огромный проект с Элизабет Тейлор в главной роли, но съемки в СССР обернулись сущим кошмаром. Тейлор много болела, и, не доверяя ни советской еде, ни советским врачам: "Они выглядели, как мясники, мне казалось, что они увезут меня на скотобойню", заказывала пищу за границей, а лечиться от дизентерии летала в Англию. Съемки растянулись на девять месяцев вместо запланированных трех, между советскими и американскими кинематографистами то и дело вспыхивала вражда, в том числе по поводу сценария. Режиссер Джордж Кьюкор (живой классик, но к моменту съемок уже старенький и в творческом смысле спекшийся) не смог сделать по-настоящему хороший фильм. Только с Ласточкиным гнездом все было в порядке - оно выглядело очень эффектно.

К слову, Крым использовался не только cоветскими киношниками - британцы там, скажем, сняли несколько эпизодов сериала о приключениях королевского стрелка Шарпа.

Пейзажи Крыма настолько разнообразны, что пригодились даже для планеты Саракш в фильме "Обитаемый остров". Фото: кадр из фильма. 

Азия и Африка: "Обитаемый остров" на Казантипе

Жаркий Крым отлично сходил за восточные и африканские страны. В "Волшебной лампе Аладдина" он изображал древний Багдад (в котором, как известно, все спокойно), в "Пиратах ХХ века" - азиатские порты и тихоокеанские острова (актеры вспоминали, как во время съемок были измучены жарой и необходимостью на солнцепеке исполнять довольно трудные трюки). В "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко древний Иерусалим снимали около Ялты и Судака. В "9 роте" Федора Бондарчука Крым загримировали под Афганистан, для чего согнали на площадку в общей сложности 1500 солдат-срочников. Несколько месяцев неподалеку от Коктебеля из глины строили афганский кишлак, который потом за несколько секунд взорвали с помощью десяти тонн взрывчатки.

 

Но съемки "9 роты" были не так уж сложны по сравнению со съемками "Обитаемого острова". Планету Саракш изображают десятки местечек, прекрасно опознаваемых крымчанами: Мак Сим ловит рыбу в бассейне Массандровского дворца, танковая атака разворачивается на мысе Казантип, развалины изображают то недостроенные санатории, то развалившиеся заводы, в какой-то момент герои видят мемориал эльтингенским десантникам в Керчи…

В "Кавказской пленнице" Крыму досталась роль Кавказа. Фото: кадр из фильма.

КОНКРЕТНО 

Другие известные фильмы, где появлялся полуостров 

"Алые паруса"

"Вертикаль"

"Дон-Кихот"

"Земля Санникова"

"Кавказская пленница"

"Король-олень"

"Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной"

"Одиссея капитана Блада"

"Приключения Буратино"

"Сердца трех"

"Сказка странствий"

"Собака на сене"

"Спортлото-82"

"Человек-амфибия"

"Через тернии к звездам"

"Чингачгук Большой Змей"

"Финист - Ясный Сокол"