Мать зверски убитой девушки 13 лет навещает душегуба в тюрьме

Дончанка Марина носит парню передачи с домашними вкусностями, а тот называет ее мамой.

Танюшку Марина родила в 16 лет. В свои 16 ее дочка погибла. Фото: личный архив.

Умом от горя тронулась бедная женщина - первое, что приходит на ум. В психиатрии даже есть подходящий термин - "стокгольмский синдром". Это когда у жертвы к агрессору вдруг вспыхивает симпатия и даже сочувствие. Да только все равно картинка не складывается. Чтобы возить варенье и пирожки убийце своего ребенка, помешательство должно быть уж очень выраженным. А 45-летняя Марина работает операционной сестрой в центральной горбольнице Донецка. Многодетная мать, бабушка двоих внуков, любящая жена, доброжелательная милая женщина… Почему же ее так тянет к осужденному убийце?

Танюшке не повезло с зачатия

Бывают люди, которым, как говорят, не везет с рождения. Танюшке не повезло с момента зачатия. Марина родила ее в 16 лет, после изнасилования троюродным братом. Научно доказано: ребенок в утробе все чувствует и понимает, реагирует на психосоматическое состояние матери, настроение. А что испытывала юная Марина, нося в утробе первенца? Постоянный стресс, горечь и всепоглощающее чувство вины за то, что опозорила не только себя, но и своих близких, которые растили-кормили-поили…

- Мы с братом выросли вместе, а он такое сотворил, - вздыхает женщина. - Говорил, на него что-то нашло, каялся. Но потом вдруг стал во всем меня обвинять: мол, это я его соблазнила. В то время родить вне брака было большим позором. И неважно, изнасиловали или нагуляла - байстрюков не принимали.

Марину вырастила бабушка (ее мама рано умерла, отец пил). В любви и заботе. После школы Марина поступила в медучилище, хорошо училась. Но в трудную минуту ее не поддержал даже самый близкий человек. Бабушка не хотела забирать из роддома "байстрючонка", лишь со временем сжалилась.

Жизнь стала налаживаться, когда Марина встретила хорошего, работящего парня Алексея, вышла за него замуж и уехала в Донецк. Танюшке тогда исполнилось полтора годика. Позже у пары родились дочка и сын, но Таню Алексей всегда считал своей.

"Я не знаю, почему сбегаю из дому"

Это была крепкая семья - с традициями, ужинами, вылазками в лес на выходные и поездками на море.

- Мы не говорили Танюшке, что она Алексею неродная. Но с мужем подсознательно, наверное, выделяли ее, баловали, больше времени уделяли. Однажды возвращаемся домой, а Женька (сын) говорит: "А Таня уехала". Ей было девять лет. Мы бросились искать. Нашли в одном из отделений милиции и подслушали, как наш ребенок рассказывает: мол, мама умерла, а она из России приехала сюда к бабушке, но ее никто не встретил, - вспоминает Марина.

Сказать, что родители были удивлены - ничего не сказать. На семейном совете решили показать дочь специалистам. Дважды девочку направляли на обследование, и оба раза выписывали с формулировкой "социально развита и может посещать детские учреждения".

- Так никто и не объяснил нам, почему Таня убегает из обеспеченной семьи и от любящих родителей, - вздыхает женщина. - Задушевные разговоры вела с ней постоянно - пыталась понять, чего не хватает. Уже когда дочь подросла, призналась: "Мама, я не знаю почему. Просто вдруг мне хочется уйти. Сильно-сильно хочется. И я ухожу".

С возрастом побеги из дому стали систематическими. К тому времени Марина разошлась с Алексеем и вышла замуж за Дмитрия. С ним родила еще двоих сыновей. Но сражаться за старшую дочку не переставала ни на минуту. Приняла превентивные меры: одной из первых у Танюшки появился мобильный телефон, во всех райотделах, больницах, приютах города были контакты Марины и ориентировки с фотографией ее дочери. Все знакомые были предупреждены: если где-то увидят Таню, пусть сразу же сообщат матери.

Увы, ничего не помогало. Последний раз беглянка пропала месяца на полтора-два, потом пришла, умоляла на коленях простить, обещала, что это в последний раз. Конечно, Марина простила. Но вскоре дочь опять убежала. Это было 25 июля 2001 года. А 9 сентября ее нашли убитой.

Тело исчезло из морга

О смерти дочки женщина узнала от знакомой, которая тоже работала на рынке. У Марины там был свой магазин сантехники - после развода нужно было кормить уже четверых детей, и она крутилась, как могла. На телевизор времени не оставалось, а именно там несколько дней показывали ролик о найденном в посадке трупе девушки.

- В отделении мне показали фотографии, и я сразу узнала Танюшку. Хоть она была сильно изуродована. Потом поехала в морг на опознание. Было около шести вечера, мне выдали протокол и сказали приезжать завтра с гробом и одеждой забирать. Я приехала к открытию, к девяти утра. А Танюшки там уже не оказалось.

Марине объяснили: мол, сменщиков забыли предупредить, и новая бригада отдала невостребованный 20 дней труп на захоронение. Несчастной матери сообщили только номер могилы.

С этого момента и начались странности, которые не дают покоя безутешной матери вот уже 13 лет.

Могилой оказался обычный ров, в котором Таня лежала завернутая в простыню и присыпанная сверху землей. Хотя неопознанных положено хоронить в гробу в отдельной могиле.

- У нас с этим строго, - подтвердил сотрудник морга. - Всегда так было: и в 90-х, и в 2000-х.

Но именно несчастная Таня почему-то стала исключением из строгих правил. У ее мамы только одно объяснение: ее дочку после смерти кто-то решил использовать для своих целей и не ожидал, что вдруг отыщутся близкие. Вот и пришлось в экстренном порядке заметать следы: Видимо, поэтому женщине в прокуратуре упорно отказывали в проведении эксгумации.

Но кому это было нужно и зачем? И, главное, почему выбрали именно Танюшку?

Изнасиловали, изуродовали, подожгли

То, что стряслось с Таней, похоже на историю с Оксаной Макар. Возможно, получи тогда дело широкую огласку, расследование пошло бы иначе. Но в 2001-м зверское убийство девочки осталось для общественности незамеченным.

По официальной версии следствия, Таню убила компания подростков, двое "предводителей" - Иван Мелентьев* и Александр Блаженнов получили немалые сроки: 12 и 15 лет. Их подельника не посадили по причине малолетства. Так вот Мелентьев недавно вышел на свободу, а Блаженнов еще за решеткой. Он и есть тот самый парень, которому Марина носит передачи.

По версии следствия, 8 сентября 2001 года 17-летний Саша, 16-летний Иван и их 13-летний приятель около девяти утра встретили Таню и отправились нюхать клей. Сначала балдели возле станции Рутченково, потом продолжили в лесополосе неподалеку. Мелентьев возжелал близости с Таней, пацаны идею поддержали. Но Татьяна была против. Тогда ее избили и изнасиловали втроем. Блаженнову этого показалось мало, и он предложил строптивую девчонку убить. Ее били по голове кирпичами, добивали палками. Потом еще и поглумились над трупом - вставили палки во влагалище и в рот. Чтобы скрыть следы преступления, изуверы купили литр бензина на ближайшей заправке, облили тело и подожгли. Всех троих задержали на следующий день.

Блаженнов помнит тот день до мельчайших подробностей. Однако рассказывает о тех событиях совершенно иначе:

- Это была суббота, утром мы гоняли на великах возле станции Рутченково. Встретили Таню, поболтали и разошлись. Она уехала на трамвае. А мы кинулись помогать слесарю Сергею тушить другой трамвай - таскали ведра с песком. Потом ко мне домой пошли - нас видела вахтерша. На следующий день всех доставили в милицию. Меня спросили, видел ли я Таню вчера, показали ее вещи. Тогда-то я и узнал, что ее убили.

После опознания в морге, уверяет Александр, начались пытки и избиения, показания из мальчишек выбивали, заставляли подписывать протоколы. Ни родителей, ни педагогов на допросы не приглашали, хотя это положено делать, если речь идет о несовершеннолетних. Назначенные адвокаты тоже на все смотрели сквозь пальцы и подписывали все, что скажут. В итоге на стол судье легло "гладкое" дело с признательными показаниями и неопровержимыми доказательствами вины.

До освобождения Александру осталось три года. Ни родных, ни жилья у него нет. Единственная, кому он нужен, - это Марина. Фото: автор.

"В деле много несуразицы"

Между тем нестыковок в нем хватает. Во-первых, в обвинительном заключении говорится, что пацаны с 9 утра нюхали клей, а о горевшем трамвае почему-то нет ни слова. Во-вторых, Саша знал Таню, ее адрес, и об этом сказал следователю. Однако родителям девушки почему-то никто ничего не сообщил, а тело продержали в морге 20 дней вместо положенных десяти. Дальше - больше. Следов изнасилования эксперты не обнаружили, но следствие это объяснило так: у Блаженнова и Мелентьева "имеется заболевание, при котором не происходит семяизвержение во время полового акта". Суд с этим доводом согласился. Следов горюче-смазочных материалов на теле Тани тоже не нашли, а на заправке подтвердили, что бензин в тот день компании подростков не продавали и вообще не торгуют на розлив. В желудке Тани был алкоголь, хотя, по официальной версии, компания только нюхала клей.

Но главное - в деле есть показания некоего Пилипенко, которого задержали раньше, чем компанию Блаженнова. И тот дал в сущности признательные показания! Он рассказал, что давно хотел отношений с Таней, вот и пригласил в лесополосу выпить, рассчитывая, что после водки та станет сговорчивее. Однако девушка отказала. Пилипенко от злости ударил ее по голове камнем. Потом еще раз, еще… Когда понял, что натворил, вылил на тело остатки водки и поджег. Однако, записав эти показания, в милиции парня почему-то отпустили, и тот ударился в бега. В суд его так ни разу и не вызвали. Сложно поверить? Сложно, но именно так все и было.

- Перед судом мне дали два часа на ознакомление с делом, - говорит Марина. - У меня волосы дыбом встали от этой несуразицы. Я ведь была уверена, что Блаженнов и его приятели замучили и убили моего ребенка, и готова была растерзать извергов! Но, полистав дело, поняла: это не они. С того дня я стала добиваться справедливости вместе с мамой Ивана Светланой.

"Столько лет прошло, а легче не становится" 

У женщин есть предположение, почему работники правоохранительных органов предпочли отправить за решетку невиновных.

- Саша с компанией постоянно портили милицейскую статистику и показатели кражами из вагонов и с дач, их надо было как-то нейтрализовать. А тут такой удобный случай: громкое дело, вступиться за пацанов, считай, некому. У Саши мама инвалид, а после того, как отца посадили за растрату госимущества в 1996 году, стала выпивать, всю пенсию на алкоголь спускала. У Ивана только мать, отец умер. Третий паренек и вовсе сирота, рос в интернате. Да и Танюшка - дочь обычного продавца с рынка. В итоге в милиции одним махом убили трех зайцев - и статистику улучшили, и громкое преступление раскрыли, и на повышение пошли. Один из следователей, к примеру, нынче занимает высокий милицейский пост в городе. А посадить Пилипенко было невыгодно - в суде он во всем сознался бы, и компанию Блаженнова пришлось бы отпускать. Он в итоге так и вышел сухим из воды.

После вынесения приговора Марина куда только не обращалась. Были и апелляции, дело слушалось также в Верховном суде Украины. Со слов Марины, выглядело это так. Саше задали один-единственный вопрос: "Вы подписывали что-то в материалах дела?" Он ответил, что подписывал, не выдержав побоев. После этого суд удалился на совещание, и через 10 минут объявили, что приговор оставлен без изменения.

И все это время, все 13 лет женщина навещает в тюрьме Сашу. Сейчас, признается, не так часто, как раньше. Дело в том, что Александр познакомился по переписке с хорошей девушкой, и она к нему часто приезжает.

- Он такой внимательный, - с нежностью говорит Марина. - Всегда интересуется моей жизнью, детьми. Ни разу ничего не попросил - наоборот, ругает за передачи: мол, он взрослый мужик, сам справится. Знаете, как-то в милиции меня спросили: "Что вы так деретесь за него? Он же малолетний преступник, все равно бы сел!" Как объяснить человеку, стоящему на страже закона, что наказывать нужно за то, что человек совершил. Воровал? Вот за это и надо было судить. Это и есть справедливость. Поэтому я и не успокаиваюсь. Столько лет прошло, а легче не становится…

До освобождения Саше осталось три года. Идти ему некуда. Мама умерла несколько лет назад, только-только получив на руки ордер на квартиру (до этого семья жила в общежитии). Соблюсти все формальности при оформлении не успела, в итоге квартира "ушла". На первое время Александр планирует остановиться у Марины - она его уже пригласила к себе. Но гораздо больше его беспокоит другое.

- Я прекрасно понимаю, что мне все придется начинать с чистого листа. Я готов, - признался Саша, когда я навестила его в тюрьме. - Конечно, хочется семью и детей. И, если бог даст детей, однажды мне придется им рассказать, где я провел свою молодость и почему. Так вот мне страшно даже подумать, что они мне не поверят. Эта мысль доводит меня до исступления. Мне во что бы то ни стало надо добиться правды, понимаете?

* Имена и фамилии всех фигурантов дела изменены. 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА…

"Пересмотр давнего дела возможен"

- В данном случае прошло много времени - 13 лет - и все сроки подачи апелляций, поэтому добиться пересмотра дела можно только по вновь открывшимся обстоятельствам, - очертил юридические перспективы этой истории адвокат Евгений Коваль, заведующий юридической клиникой Донецкого государственного университета управления. - Эти самые обстоятельства нужно изложить в заявлении, и суд решит, отправлять дело на пересмотр или оставить все как есть. Если же удастся отменить приговор, что бывает редко, можно будет добиться и реабилитации, и компенсации, к слову, довольно большой. А вот вопрос о привлечении к ответственности следователей и судьи можно будет поднимать, если на кого-то из них будет заведено уголовное дело.

…И ПСИХОТЕРАПЕВТА

"Женщина до сих пор винит себя в трагедии"

- Посттравматическое стрессовое расстройство, которое испытала мать при потере ребенка, пробудило глубокое чувство вины, - говорит Михаил Гармаш. - Марина до сих пор винит себя в смерти Тани. Ей кажется, что она что-то не доделала, не досмотрела, и именно это привело к трагедии. Чтобы компенсировать эти переживания, женщина ищет несправедливо обиженных и пытается восстановить справедливость.