Вначале был порт. Лишь затем возле него родился город — красавица Одесса, в которую сегодня мы все влюблены. Как среди людей принято ценить и уважать своих родителей, так и город на протяжении двух веков гордился портом, заботился о том, чтобы его «родитель», кормилец и поилец стабильно развивался, обеспечивал работой десятки и сотни тысяч одесситов, продолжал оставаться приветливо распахнутыми дверями государства в мир. И вот на третьем веку нашлись в Одесской мэрии чиновники, которым все это разонравилось. И они, не считаясь со здравым смыслом, всерьез начали обсуждать и популяризировать идею... переноса Одесского порта за пределы города. Мало того, они начали препятствовать его дальнейшему развитию. Конечно, если бы их заявления не имели финансовых и политических последствий для порта, для города, для Украины и даже для Европы — пусть бы они себе тешились. Но дело в том, что эта идея грозит миллиардными убытками, и отсчет им уже начался. Так что более предательского удара по экономике Одесщины, Южного региона Украины представить невозможно. Почему? Об этом корреспонденту «Комсомолки» рассказывает начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк.
— Николай Пантелеймонович, пожалуйста, расскажите нашим читателям об экономических последствиях сдерживания развития Одесского порта.
— Наш порт — крупнейший в Украине и третий по величине в Черноморско-Азовском бассейне после Новороссийска и Констанцы. В прошлом году по данный рейтинга «100 лучших предприятий Украины» по объемам прибыли порт занял 57-е место. При этом чистая прибыль ОМТП составила 128 млн. грн., или 38 процентов (!) прибыли всех государственных портов Украины. В нынешнем году ожидается прибыль в размере 140 млн. гривень. Наше предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков Украины. В прошлом году порт перечисли 186 млн. грн. в бюджеты всех уровней, и эта доля составляет 29% от поступлений всех государственных портов Украины. А общая сумма налогов, полученная от деятельности порта и смежных организаций (это более 300 компаний и фирм), составляет около 600 млн. грн. в год, из них 150 млн. перечислено в местных бюджет.
Хочу подчеркнуть, что еще в 2005 году была разработана перспективная программа развития порта, получившая одобрение Президента Украины. Глава государства дал поручение разработать концепцию развития порта до 2010 года и утвердить ее во всех уровнях государственной власти. В итоге данный документ был разработан, согласован с областными властями и утвержден приказом министра транспорта и связи Украины. Однако отсутствие у городских властей понимания данного вопроса, а также их предубежденное отношение к развитию порта стали основной помехой в организации концепции. Из-за препятствий, создаваемых городом, и бездеятельности Министерства транспорта и связи Украины уже второй год не реализуется основной проект развития порта — строительство контейнерного терминала на Карантинном молу.
В результате на существующих мощностях порт сегодня не в состоянии обрабатывать растущий поток контейнерных грузов. По подсчетам специалистов, уже в 2007 году потери госбюджета от недополученных платежей в виде налогов от порта и смежных организаций и таможенных сборов составят около 750 млн. гривень. Учитывая, что проект развития порта предусматривал строительство контейнерного терминала в течение трех лет, потери госбюджета в 2010 году возрастут до 5 млрд. гривень.
— Скажите, а как в целом реагирует коллектив порта на атаки рьяных защитников экологии города?
— В Одесском порту ныне трудятся более 8 тысяч специалистов и еще около 100 тысяч
— в частных и государственных структурах, работа которых прямо или косвенно связана с деятельностью порта. Ситуация во всех коллективах нормальная, стабильная. Как говорится в поговорке, собака лает, караван идет. По грузопереработкам мы уже превысили показатели 10 месяцев прошлого года на 2 млн. тонн. По прибыли — на 10 млн. гривень. Это дает возможность повысить заработную плату портовикам еще на 10%. К сожалению, отставание, о котором я говорил выше, наблюдается из-за того, что горисполком хочет решить свои узкомеркантильные вопросы за наш счет. Но мы имеем государственную поддержку, наш проект строительства контейнерного терминала на Карантинном молу уже находится на рассмотрении в Кабинете министров, и как только он будет утвержден, мы приступим к его реализации и будем развиваться дальше не благодаря, а вопреки позиции горисполкома.
— А что вы скажете вообще об экологических проблемах порта, якобы влияющих на город?
— Порт ежегодно вкладывает в экологию до 10 млн. гривень. Выдвигаемые горисполкомом претензии смехотворны. Мы оперируем данными, подготовленными статистическим управлением города. 0,23% — это доля порта в общих выбросах города. Может быть, нас обманывает статуправление? Эту цифру не я придумал. Мы обратились в Физико-химический институт им. Богатского, который произвел замеры атмосферного воздуха в различных точках города. Результаты оказались поразительными. В течение недели специалисты института делали замеры по содержанию в воздуха опасных веществ. И вот результат. 1-я станция Люстдорфской дороги — превышение нормы в 4 раза. Улицы Генуэзская/Посмитного (Аркадия) — в 2,08 раза. Пушкинская/Пантелеймоновская — в 3,59. Преображенская/Дерибасовская — в 4,7 раза. Таможенная площадь — в 3 раза. На эстакаде в районе Австрийского пляжа — 0,83%! На контейнерном терминале — 0,85%. Это не я придумал. Есть такая статистика: 80% времени суток ветер с города дует на порт и 20% — с порта на город. Вот вывод ученых: «Наблюдается обратная ситуация, когда воздух, загрязненный выхлопными отработанными газами от транспорта, передвигающегося по магистралям города, оказывает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух Одесского порта. Особенно это проявляется во второй половине дня». Так о чем же можно говорить? Теперь насчет городского транспорта. В Одессе эксплуатируется 176 тыс. машин, из них 13 тыс. грузовых, 7 тыс. автобусов. Доля нашего транспорта во всем этом потоке — 1 тыс. машин, и та идет мимо города. Когда будет построен контейнерный терминал, мы сможем очистить порт от экологически грязного транспорта на 100%. По эстакаде будет ходить только транспорт категории «Евро-4». Остальной будет в сухом порту.
— Николай Пантелеймонович, недавно в Херсоне прошла ІІІ Всеукраинская конференция докеров-механизаторов, организованная профсоюзом работников морского транспорта Украины. В ней принимала участите и делегация одесских портовиков. Как вы оцениваете итоги форума и, в частности, деятельность профкома порта в целом?
— Должен сказать, что конференция стала важной вехой дальнейшего развития морской отрасли Украины и укрепления авторитета ее профсоюза. Еще года два назад профсоюзы решали обычные бытовые вопросы, а сейчас поднимают серьезные, глобальные проблемы, как, например, случай с Одесским портом. Наша профсоюзная организация сплотилась, настроилась на борьбу. У профсоюзных активистов появилось понимание, что только сплочение рядов, единство в решении вопросов защиты порта приведет к победе. Хочу поблагодарить делегатов конференции за то, что они решительно выступили в защиту Одесского порта, приняв специальное обращение к Президенту и премьер-министру Украины (текст обращения опубликован неделю назад, в предыдущем номере «толстушки»). Рейдерство вряд ли сможет повториться.
Что касается нашей профсоюзной организации — не хочу хвастать, но у нас не в пример профсоюзам портов Ильичевска и Южного единый профком, единая программа развития порта и нет никаких противоречий, недопониманий между организациями профсоюзов его структурных подразделений. Нашему профкому можно только позавидовать — в нем работают опытнейшие авторитетные руководители, и когда у руководства порта и профкома полное взаимопонимание, то все ладится. Так что если у кого-то появится желание перенять наш опыт — пожалуйста...
В заключение хочу сказать, что порт был, есть и будет гордостью Одессы и всей Украины. И рейдерские «наскоки» муниципальных чиновников, надеюсь, закончатся для них бесславно.
— Спасибо за беседу.