Тамерлан помог вернуть утерянные слайды святынь

Издан уникальный альбом-монография об украинской иконе

Лада Миляева и ее коллеги трудились над монографией четыре года.

Издан уникальный альбом-монография об украинской иконе.

В Национальном музее украинского искусства состоялся двойной праздник знаменитого искусствоведа Лады Миляевой: в свой день рождения (13 ноября) она презентовала альбом-монографию «Украинская икона XI-XVIII веков». Огромный фолиант, тисненный золотом и насчитывающий 528 иллюстраций, собрал редкостные произведения из 14 музеев Украины. Нынешний проект открывает серию уникальных изданий об отечественной культуре - «Государственные собрания Украины».

Взяться за столь ответственный труд профессору Национальной академии изобразительного искусства Ладе Миляевой предложил киевский фотохудожник Алексей Данилов (он, к слову, соавтор монографии о раритетах украинских музеев, теперь приступил к новой - о коллекции Музея Ханенко).

Лада Семеновна и ее коллеги трудились над монографией четыре года. И впервые за долгую творческую жизнь Миляевой активно помогали сотрудники региональных музеев, забыв о ревности (не секрет, что у музейных работников не принято допускать чужаков в свои фонды).

За эти четыре года случалось разное: уходили из жизни близкие людей, участвовавшие в проекте, овдовела и Миляева. Но книга помогала пережить утраты, держала всю команду вместе. Но однажды, казалось, и монография была утрачена навсегда.

- Мы отправили в Гамбург на проверку уже готовые слайды всех памятников, - рассказал «КП» Алексей Данилов. - И вот пришло извещение, что они вернулись и мы можем их забрать на почте. Являемся туда, а нам сообщают: посылка утеряна, фирма готова вернуть деньги по страховке. Тут я понял: если скажу об этом Ладе, она не переживет. Пошел к своему духовнику за советом. Он сказал: езжай в Самарканд на могилу Тимура Тамерлана. Я так и сделал. Знакомые помогли спуститься к святыне, потому что туда никого не пускают. А как только вернулся в Киев, раздался звонок из Гамбурга, что слайды нашлись. Как тут не поверить в Бога?

На презентацию издания пришло очень много друзей и коллег Лады Семеновны. Ее сын - известный писатель Лесь Подеревьянский - не скрывал гордости за триумф матери. В ее честь прозвучало «Многая лета» в исполнении мужского ансамбля выпускников музыкальной академии.

- Я не могу сказать, что это вершина моего труда, - призналась «КП» Лада Миляева. - Этот материал был продуман не только мной. И хотя не все этапы развития искусства нашли свое отражение в музеях, все-таки еще никогда не удавалось собрать и проиллюстрировать такое количество материала. У меня по вине разных издательств пропало столько серьезных научных работ! Логвин, Свинцицкая (известные украинские искусствоведы. - Прим. авт.) и я сделали большую книгу «Украинская икона до XVII века» для издательства «Мистецтво». Но когда мы увидели репродукции, то отказались от публикации из-за их низкого качества. И все погибло! Книга не вышла, слайды разворовали. Потом я подготовила двухтомник о художественной культуре Дрогобыча для московского «Искусства». После 1991 года все развалилось, и снова 650 редких репродукций исчезли. А в 1996-м вдруг появились мои книги на немецком, английском и французском языках, на которых уже 10 лет кто-то наживается! Считаю, что культурой должны заниматься меценаты. У государства это плохо получается.

КСТАТИ

Лада Миляева - человек легендарный. Именно она спасла после войны многие иконы и церковные раритеты, которыми сейчас гордится Украина. К примеру, барельеф «Святого Георгия» ХI века она нашла на заднем дворе сельского дома во время одной из музейных экспедиций. В сакральную святыню колхозники накладывали еду свиньям.

В атеистическом Советском Союзе Миляева, одна из немногих исследователей, не побоялась связать свою жизнь и карьеру с духовными ценностями. Теперь об иконе в Украине больше нее не знает никто.