Когда же милиция меня сбережет?

Эксперты рассказали "КП", как нужно реформировать органы, чтобы сменилась не только вывеска, но и действия милиционеров.

Фото: Оскар ЯНСОНС.

О реформах в МВД вновь заговорили. Пока они заключаются в тотальных кадровых чистках, но в перспективе - "глубокое системное реформирование всей системы правоохранительных органов и восстановление доверия граждан к ним", - заявил недавно первый вице-премьер Виталий Ярема во время встречи с послом Великобритании в Украине Саймоном Смитом. 
 
Идея новизной не блещет, но никому не удавалось реализовать хоть какие-либо перемены в милиции. Каждый новый руководитель МВД непременно анонсировал преобразования в ведомстве. Эпизодически создавались новые службы, сливались-"разливались" управления, но в сущности ничего не менялось и с доверием никак не складывалось. Система оставалась грузной, увязала в политике и теряла профессионализм, поскольку вымывались опытные кадры. Что можно и что нужно изменить в МВД, когда настанут более стабильные времена, со страниц "Комсомолки" советуют эксперты и бывшие работники органов.

Раздать в другие ведомства 

По мнению доктора юридических наук Олега Мартыненко, основная беда правоохранительной системы - это дублирование функций. Например, коррупцией и преступлениями в сфере экономики занимаются сразу два управления - по борьбе с экономической преступностью (УБЭП) и по борьбе с организованной преступностью (УБОП). А последнее еще в лихие 90-е, если судить даже по названию, создавалось для ликвидации бандгруппировок.

- По моему мнению, управление по борьбе с оргпреступностью следует передать в СБУ, а "экономическую милицию" - в Министерство финансов, - говорит эксперт-полицеист. - Также не нужна МВД ветеринарная милиция. Если есть хорошие специалисты, им самое место в санитарных службах.

Без малейшего ущерба для МВД, по мнению эксперта, можно передать внутренние войска (или Нацгвардию) в Министерство обороны. Это облегчит структуру на 27 тысяч человек личного состава. 

- Милицию по делам несовершеннолетних  оптимально присоединить к одноименной гражданской службе. Если понадобятся оперативные мероприятия по поиску пропавшего ребенка, их проведет уголовный розыск, - считает Олег Мартыненко. - А управление по борьбе с наркотиками может перейти в Государственную службу по контролю оборота наркотиков. Государственная служба охраны, которая сейчас функционирует при МВД, вполне способна работать сама на себя как отдельная коммерческая структура. Мы подсчитали, что если пойти по пути такой оптимизации, систему МВД можно облегчить в среднем на 70000 человек.
 
Что касается одиозного "Беркута", то подобного рода формирования, считает Олег Мартыненко, не нужны. В Киеве и каждой области достаточно создать мобильное, хорошо обученное и оснащенное подразделение, которое будет выезжать на места по оперативной необходимости - охранять судебные заседания, если существует угроза беспорядков, освобождать заложников и так далее. Оптимальная численность по всей Украине около 1500 бойцов. 
О реформах в МВД вновь заговорили. Фото: Константин Буновский

Бюрократию - вон 

В самом МВД следует создать два блока. Наиболее многочисленный - до 70% личного состава - административный. Это патрульные службы, участковые инспектора. То есть те, кто занимается профилактикой преступности. 
 
Второй - криминальный: оперуполномоченные розыска, следователи, кинологи, эксперты, которые выезжают на места преступлений, и вспомогательные службы. Экспертно-криминалистический центр следует отдать в Минюст, чтобы экспертизы стали более независимыми. 

- Собственно милицию нужно разделить на государственную и муниципальную, которая финансируется из местных бюджетов. Муниципальная милиция служит основой порядка, занимается мелкими преступлениями и административными делами, - предлагает Олег Мартыненко. – Государственная милиция работает над раскрытием крупных преступлений, в ней должен быть следственный блок, который ведет досудебное следствие. Уголовные производства открывают по материалам, которые поступают из розыска, Минфина (экономические), службы по контролю за оборотом наркотиков и других ведомств. В идеале - создание Национального бюро расследований, которое предусмотрено новым УПК.  

С оптимизацией структуры МВД согласен и полковник Николай Рощин, много лет отдавший работе в розыске. 

- Сейчас создан очень громоздкий аппарат как в центре, так и в областях. Раньше прекрасно обходились одной канцелярией. А теперь 1-я, 2-я… И у каждой начальник - полковник. Только при Василии Цушко (глава МВД с декабря 2006 по октябрь 2007) добавили около 700 канцелярий. А департамент внутренней безопасности! Куча сотрудников, высоких чинов, а на выходе одни мелочи. Раньше работала инспекция по кадрам - человек пять. Выезжали на места и во всем разбирались, - делится мнением ветеран сыска. 
 
Что касается люстрации, то Николай Рощин уверен, что она нужно, но не поголовная, а разумная. 

- Тех, кто раскрывает преступления, нужно оставить. А те, кто видимость работы создает - пусть уходят, - говорит ветеран.

Политическая фигура должна быть одна

Большая беда МВД, по мнению Николая Рощина, состоит в том, что каждый министр - а он сам пережил около десяти - начинает с того, что меняет руководство сверху донизу. Рекордсменом был покойный Юрий Кравченко (с 1995-го до 2001 года), сменивший более 700 руководителей сразу. 

- Что получается: начальники в районах, областях сидят, что называется, на чемоданах и думают, как успеть кусок отхватить, пока их не сменят. Не о работе думают, не врастают в обстановку, - говорит полковник. - Я бы вообще предложил, чтобы должность начальника райотдела и участкового была выборной по типу американских шерифов. Пусть люди сами назначат из местного того, кому доверяют. 

В Израиле, кстати, политическая фигура в МВД одна - это министр, она сменная. А заместители по 15 лет работают.   

- Реформировать милицию можно по любой из европейских моделей - нужно просто выбрать ту, которую Украина сможет профинансировать, - говорит полковник Александр Наумов. - Плохо, что из органов фактически все профессионалы ушли, нужно учить новых, а это требует времени. Но главное - это техническое обеспечение - экспертное оборудование, комплект связи, компьютерные базы. Все это должно быть современным, европейским как в районах, так и в Киеве. Ну до смешного же доходит: приезжаем в Чернобыль, а там у милиции фотоаппарата нет, чтобы место преступления фиксировать. 

Еще, по мнению ветерана, украинское МВД катастрофически требует сокращения "поголовья" генералов. 

- Генералом достаточно быть министру. Замы - полковники, начальники отделов - подполковники, оперативник - майор, старший оперативник - капитан, - предлагает модель Александр Наумов. 
 
Но начинать, считает наш эксперт, надо все же с того, чтобы сделать рядового милиционера, так сказать, человеком. Чтобы на службу шли не те, кому больше некуда, а у кого есть мозги.

- В Лос-Анджелесе, например, все патрульные с высшим образованием. Они универсалы - знают законы, могут грамотно первую медпомощь оказать, имеют для этого средства. А наши зачастую стоят над раненым и ждут, когда приедет скорая, - констатирует собеседник.   

Смена вывески - не выход

Самый болезненный вопрос - деньги. Без приличного содержания в милицию будут продолжать набирать людей с диагнозом "пограничная дебильность". И это не шутка, такие случаи были. Собеседники "КП" с сожалением констатируют, что с разговорами о снятии всех льгот и надбавок, с началом кадровых чисток из органов уйдут и те, кто может себе это позволить по возрасту. А без старых кадров, у которых еще осталась какая-никакая агентура, личные связи, никакой реформы не получится. Новичкам за неделю можно передать бумаги, но не опыт, не круг информаторов.
 
Что касается переименования милиции в полицию, то наши собеседники согласны: это необходимо ради имиджа Украины. Но если при этом не решат другие проблемы, не оснастят технически, не модернизируют систему подготовки кадров, если МВД останется заложником политики, то любая смена вывески повлечет за собой только финансовые затраты и ничего больше.