Казалось бы, такой новости можно порадоваться, если бы не тот факт, что "Хайтарма" - это первый крымскотатарский фильм, рассказывающий о трагедии в истории этого народа: депортации крымских татар, которая произошла 70 лет назад по приказу Сталина. Депортировано было почти четверть миллиона человек. Многие из них погибли по дороге к высылке. В советские времена этот факт истории старательно замалчивался, а если разговор и начинался, то с утверждения, что татары поплатились за свое предательство в годы Великой Отечественной войны.
Но, как говорит режиссер фильма Ахтем Сейтаблаев, не бывает ни народов-предателей, ни народов-террористов. Поэтому для него как для крымского татарина снять этот фильм было делом чести.
Интересно, что этот "Хайтарма" претендовал на звание "Лучший игровой фильм" российской кинопремии "Золотой Орел".
- По поводу этой номинации я был категорически против, - рассказывает "Комсомолке" режиссер. - Дело в том, что в документах, которые подавались на соискание премии, было указано, что в производстве фильма задействована казанская киностудия. Это неправда! Никакие иностранные киностудии к фильму отношения не имели. У фильма только украинский продакшн и все производственные мощности были украинскими.
С "Никой" же произошла другая история.
- К подаче фильма на эту премию я не имел никакого отношения, - продолжает Сейтаблаев. - Это было решение Союза кинематографистов Украины. Для меня это было вдвойне приятно, во-первых, потому что это было мнение профессионалов, а во-вторых, это еще одна возможность сказать (и достаточно громко) о том, кто такие крымские татары, и о том, что есть такая земля, как Крым, с ее богатой историей, полной примеров того, как люди разных национальностей жили рядом в дружбе и терпимости.
- Помнится, когда состоялась премьера фильма в Крыму, не все восприняли его однозначно…
- От того, что мы не знаем друг друга и не хотим знать, появляется много страхов. А на почве страха людям можно рассказывать все что угодно. Я помню год назад статьи московских журналистов, посвященные крымским татарам и в том числе "Хайтарме", и то, с каким удовольствием журналист рассказывала о колоборации крымских татар. И вот года не прошло - крымские татары уже обласканы Кремлем, много предложений...
- Ахтем, что вы можете сказать по поводу событий, происходящих сегодня в Крыму?
- В девяти из десяти случаев человек погибает от взаимоотношений с государством, потому что государство, как тот Хронос, пожирающий своих детей. Оно пользуется человеком, а потом выбрасывает или перемалывает как Молох. Поэтому я верю в то, что свет в конце тоннеля есть. Я, конечно, романтик по натуре, но моя тема в искусстве - это обретение надежды. И я очень верю, что страна, гражданином которой я имею честь быть, пройдя через этот Молох крови непониманий, драматических столкновений, выйдет из этого горнила с окрепшей и четкой позицией: самое главное в этой стране не народ в целом, а каждый конкретный человек.
О чем фильм
Хайтарма - это парный танец крымских татар (в переводе с татарского - "возвращение").
В центре сюжета - реальная история военного летчика, татарина по национальности, дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана (его роль играет сам Сейтаблаев). В мае 1944 года после освобождения Севастополя Аметхан отправляется в краткосрочный отпуск в родную Алупку. На его глазах и начинается депортация крымских татар.
Большая часть фильма - это массовые сцены (многие были сняты на железнодорожном вокзале в Бахчисарае), в которых принимали участие более тысячи татар - старики, женщины и дети. Проникнувшись идеей фильма, актеры массовки приносили на съемки семейные реликвии, сохранившиеся с тех времен, хотели, чтобы киноистория получилась максимально достоверной.
Фильм, снятый в 2013 году по заказу крымскотатарского телеканала АТR, минувшей осенью выдвигался от Украины на "Оскар".