Усыновить ребенка сейчас непросто

Потенциальным родителям сложно найти в Харькове «своего» малыша из-за отсутствия информации

Потенциальным родителям сложно найти в Харькове «своего» малыша из-за отсутствия информации

 Областной специализированный дом ребенка № 1 почти ничем не отличается от обычного детсада. Тот же двор с каруселями и горками, совдеповское здание, большие окна. Однако родители сюда не приходят. Мам и пап для этих малышей заменили врачи и воспитатели. Но страшнее всего то, что больше половины детей так и не обретут семью.

 «Все хотят маленькую здоровенькую девочку»

 - Сейчас у нас 90 детей. Среди них практически нет здоровых, - рассказывает главный врач дома ребенка Роман Марабян. - Каждый пятый – с синдромом Дауна. Есть малыши слепые, глухие, с ДЦП. Таких если и усыновляют, то в большей степени иностранцы. И это правильно. Ведь у них есть возможность вылечить такого малыша. Да и люди там более толерантны - пальцами в инвалида никто не тычет.

Однако количество усыновленных сирот, по сравнению с предыдущими годами, продолжает сокращаться. К примеру, если в 2000 году почти восемь тысяч украинских малышей обрели семью, то в прошлом – чуть более четырех тысяч. И причина не в том, что украинцы стали эгоистичнее или беднее. По словам Романа Марабяна, сейчас кандидатам в усыновители стало намного сложнее найти «своего» ребенка.

- Наша задача – помочь всем желающим разобрать деток из интернатов, - говорит главврач областного дома ребенка. - Но в чем проблема? На одного и того же ребенка у нас претендуют несколько человек. Есть усыновители, опекуны, приемные родители, дома семейного типа – и все они в большинстве случаев хотят взять здоровенькую девочку до года. А девочки чуть постарше и мальчики с небольшими отклонениями остаются в детдомах. И всем понятно, что именно усыновители должны иметь приоритет в этом вопросе. Тем не менее государство активно внедряет программу по созданию альтернативных форм сиротским учреждениям – приемные семьи, дома семейного типа. И больший выбор предоставляет именно этим родителям.

 Есть такие профессии – мама и папа

 Чиновники, чтобы поскорее реализовать свою хорошую задумку, составили план: каждая служба по делам детей должна создать в год столько-то приемных семей. Один знакомый, работающий в этой системе, жаловался, что скоро самому придется брать сирот на воспитание, иначе попросту выгонят с работы. И добавил: «Правда, есть маленькая хитрость, как решить проблему – нужно переубедить усыновителей стать приемными родителями». И некоторые соглашаются.

- Приемные родители и организаторы домов семейного типа должны понимать: раз они получают помощь от государства, то обязаны брать только тех детей, которых не возьмут усыновители, - отмечает Роман Марабян. – Этим людям надо объяснять, что отныне они будут работать родителями. Может, для кого-то это звучит дико, но так принято во всем мире. И тогда они заберут мальчиков и девочек, которые сейчас мучаются в интернатах. Так мы добьемся оттока детей из интернатов, которого сейчас нет. Ведь план по приемным родителям мы тоже не выполняем, так как они по-прежнему выбирают здоровых малышей, а таких – очень мало. Вот так сами загнали себя в тупиковую ситуацию.

 Самим выбрать сына или дочь в детдоме уже нельзя

 В последнее время изменились и некоторые правила для желающих воспитывать сироту. Если раньше, получив статус усыновителей, супруги могли сами ходить по домам ребенка и выбирать малыша, то нынче без специального направления из районных служб ни в одном сиротском учреждении ребенка им не покажут.

– Если потенциальные родители живут в Купянске, то им, прежде всего, покажут детей из этого района, - рассказывает Роман Владимирович. – Как правило, они не находят там «своего» малыша. И едут к нам. А мы можем показать им только того ребенка, имя которого указано в направлении. И из-за этого усыновители часто остаются ни с чем. Хотя именно они не просят у государства финансовой помощи, как приемные родители или организаторы домов семейного типа.

Немало малышей усыновляют иностранцы. К примеру, за последние десять лет 600 воспитанников областного дома ребенка обрели родителей. Иностранцы забрали 150 больных малышей, украинцы - 450 девочек и мальчиков, у которых были небольшие проблемы со здоровьем.

- Сегодня чиновники кричат с трибун: «Не отдадим наших детей буржуям!» Меня это ужасно возмущает. Так и хочется сказать: «Придите и заберите этих детей». Никто же из них не усыновил сироту. Объедаются красной икрой, а дети мучаются в интернатах, откуда выходят преступниками и проститутками. Поэтому надо сказать иностранцам спасибо за то, что они обеспечивают достойную жизнь нашим малышам-инвалидам. Конечно, надо отслеживать, как складывается судьба маленьких украинцев за границей. Но пока что мы видели только хорошие примеры, - признается Роман Марабян.

 …А в это время

 Волчонок Ромка стал американцем Робертом

 Когда двухлетний Роман попал в дом ребенка, он был похож на затравленного волчонка: людей боялся, говорить не умел. Родители били мальчика, устраивали в доме попойки, гулянки. От собутыльников родителей малышу тоже перепадало.

- Привезли его к нам, привели в порядок, а он залез под кровать и просидел там ровно месяц… Настолько был запуган! - рассказывает Роман Марабян. – А потом понемногу начал привыкать к людям, к общению.

Через два года Рому усыновили американцы. Сейчас у бывшего харьковчанина не только новая семья, но и новое имя – Роберт Купер. Малыш подрос, выздоровел и ходит в обычную школу. А заокеанские родители шлют письма в дом ребенка, благодарят за сына. И каждый год оказывают украинским сироткам материальную помощь.

 Сестричек забрали в Нью-Йорк украинские эмигранты

 Двойняшки Наташа и Женя – настоящие красавицы. Сестрички живут в Нью-Йорке, ходят в престижную школу. А еще несколько лет назад все было иначе.

- Малышки очень болели. У одной из них была тяжелая патология костей, девочке сделали операцию, она полгода лежала в гипсе, - вспоминает Роман Марабян. – В полтора года сестры весили всего по семь килограммов, не умели ни ходить, ни говорить. В это время к нам в Харьков и приехали украинские эмигранты из Нью-Йорка. Они забрали малышек. В Америке девочкам сделали сложные операции, провели необходимое лечение. Когда мы увидели, как сестрички похорошели, нашему восторгу не было предела. Вот это и есть то самое счастье, ради которого мы живем и работаем.

 Только цифры

 По данным Министерства здравоохранения, в Украине не менее 1,5 миллиона бездетных пар. В то же время в 273 сиротских учреждениях находится около 29 тысяч детей. И только 4 – 5 тысяч наших граждан в год решаются на усыновление (70 процентов из них – сельские жители). Для сравнения: 5 миллионов американских семей ежегодно обращаются в специальные службы с желанием взять ребенка.

 Справка «КП»

 Приемная семья имеет временный характер и прекращается, когда ребенку исполняется 18 лет. Засчитывается в трудовой стаж. В отличие от усыновителей, которые приравниваются к кровным родителям и не могут рассчитывать на поддержку государства, приемные родители получают за свой труд зарплату. Им полагается пособие на содержание детей. Приемные мать и отец могут в любой момент расторгнуть договор с государством и отказаться от дальнейшего воспитания «приемыша». А воспитанный в такой семье ребенок, в отличие от усыновленного, не имеет впоследствии никаких прав на имущество родителей и не несет перед ними никаких обязательств. К тому же приемных детей в любое время могут забрать нашедшиеся или вдруг исправившиеся биологические родители.