Мамма миа! Итальянцев отправляют жить под воду

Шесть человек полмесяца провели на дне моря

Итальянцы доказали, что жить можно и под водой.

Шесть человек полмесяца провели на дне моря.

Почти 70 процентов земной поверхности покрыто водой - Мировым океаном. Лишь остальное - суша. И если предсказанное глобальное потепление все-таки состоится и весь лед на планете растает, то уровень воды поднимется на 61 метр. Суши станет еще меньше. А человечеству придется решать задачку: либо ютиться на незатопленных кусочках суши, либо... переселяться в море. Ведь, как говорят биологи, первая жизнь на планете зародилась в воде. И обязательно когда-нибудь туда вернется.

Похоже, подтолкнуть процесс переселения человечества в глубины сейчас решили итальянские ученые. По их инициативе шесть добровольцев - трое мужчин и три женщины - 14 дней прожили под водой в стеклянных домах под круглосуточным прицелом телекамер.

Устроили шоу типа «За стеклом»? Отнюдь. Это был сугубо научный эксперимент под названием «Проект «Бездна». Цель - проверить, как организм поведет себя в подобных условиях. Тела добровольцев были опутаны всевозможными датчиками, контролирующими дыхательную, нервную и сердечно-сосудистую системы. А ежедневные анализы крови показывали, меняются ли ее биохимический состав и уровень кортизола - гормона стресса. Ведь на глубине 10 метров давление на человека в два раза выше, чем на поверхности земли. Добровольцы жили попарно - мужчина плюс женщина - в герметичных стеклянных контейнерах. Они состояли из отделенного туалета, спальни, которая одновременно была рабочим кабинетом и складом, где хранилось оборудование для подводных прогулок. Выход из дома - через шлюз. А собираться акванавты все вместе могли в четвертом контейнере, который выполнял роль кухни и кают-компании. Но восемь часов в сутки испытуемые должны были находиться не в своих домах, а «гулять» по морскому дну, выполняя различные поручения наблюдающих за ними с поверхности ученых или занимаясь на тренажерах. Сейчас данные, полученные в ходе «Проекта «Бездна», еще обрабатываются. Но куратор эксперимента доктор Люка Ревели из Римского католического университета считает, что опыт удался.


А КАК У НАС?

В СССР тоже были подводные дома

Но их запретили прокуратура и военные

Идея пожить под водой родилась у членов Клуба подводного плавания «Скорпена» при Донецком медицинском институте. Их дом, названный «Ихтиандр», представлял собой три скрепленных металлических куба размерами 2 х 2 х 2 метра, соединенных шлюзами. В первом была кухня, мед-блок и санузел, во втором - лаборатория, в третьем - спальня с двумя двухъярусными кроватями.

Первое погружение состоялось 25 августа 1966 года на полуострове Тарханкут на западном берегу Крыма. Дом плавал на глубине 11 метров, удерживаясь в таком положении якорем. Первым советским акванавтом стал глава клуба «Скорпена» Александр Хаес. Он в одиночестве провел под водой сутки, прежде чем к нему присоединились трое коллег. Денег на строительство подводного дома ребятам никто не давал. Компрессор, электростанцию, сам дом и все оборудование акванавты собирали из списанных в утиль приборов со свалок. Приводить все это в порядок надо было в нерабочее время. Экспедиция-66 прошла удачно. И на следующий год обживать «Ихтиандра» уже отправились три экипажа - 12 человек, среди которых были две женщины. По результатам участники экспедиции опубликовали несколько статей в научных журналах о проведенных на глубине медицинских и психологических экспериментах. Но лучше бы они этого не делали... Клубом «Скорпена» заинтересовалась Донецкая прокуратура. Следователей интересовал вопрос, где молодые ученые достали денег на исследования, кто выделил аппаратуру, металл для строительства «Ихтиандра». В «Скорпене» и институте, при котором клуб существовал, начались бесконечные финансовые проверки... Поверить в энтузиазм и бескорыстность акванавтов бдительным стражам порядка было сложно. И вскоре клуб подводного плавания закрыли. А потом и военные закрыли в Крыму мыс Тарханкут для посещения туристов. В районе, где плавал «Ихтиандр», разместился полк противовоздушной обороны. А останки уникального аппарата до сих пор ржавеют где-то на дне Черного моря.