Запорожских пономарей признали жертвами политического режима

Новая власть реабилитировала фигурантов нашумевшей истории о взрыве храма в 2010 году.

Сергей Демин, Антон Харитонов и Евгений Федорченко. Фото: архив «КП».

Не амнистировали, а полностью оправдали - о таком повороте событий и сами пономари, и их близкие могли только мечтать. Евгений Федорченко и Антон Харитонов получили по 15 лет тюрьмы, Сергей Демин - 14 лет. После апелляции сроки всем уменьшили на год. Дело готовилось к рассмотрению в Высшем специализированном суде, но вмешался Майдан, и в среду Верховная Рада сняла все обвинения с запорожцев, которые пробыли за решеткой почти 4 года.
 
Много нестыковок
 
Парней осудили за организацию взрыва Свято-Покровского храма в Запорожье. Прозвучал он 28 июля 2010 года - в День соборности. Тогда погибла пожилая монахиня, еще девять человек получили травмы - ссадины и ушибы.  Через две недели были задержаны Федорченко и Харитонов, которые служили во взорванном храме пономарями, а затем и Демин, старший брат Харитонова. Незадолго до взрыва Харитонова отстранили от работы в церкви - это и стало, по материалам дела, мотивом преступления. Вдохновителем якобы был Антон, на помощь родственнику пришел Сергей, ну а Евгения привлекли как непосредственного исполнителя. 
 
- Да у него же зрение минус 13, причем корректировке очками или линзами не поддается. Как  он мог привести в действие взрывной механизм? Это указано в материалах дела: поставить таймер, подсоединить провода? - задавала вопросы суду и гособвинению адвокат "пономарей" Алла Подколзина.
 
Да и других ляпов в деле было достаточно. Не сходились между собой показания осужденных: ни по описанию таймера взрывного устройства, его начинки, места передачи. Говорили адвокаты и о выводах экспертов, которые подтвердили, что на Евгения Федорченко, Антона Харитонова и Сергея Демина было оказано психологическое и физическое давление. 
 
Все трое пока за решеткой
 
Харитонов, Демин и Федорченко отбывали наказания в разных местах - в Днепропетровской, Луганской и Ровенской областях. Хотя обвинения с них сняты, они все еще за решеткой. По нашим законам, отпустить человека из мест лишения свободы куда тяжелее, чем его туда засадить. Тем не менее родные надеются обнять заключенных со дня на день.  
 
- Мне нужно обнять моих детей, чтобы поверить, что они действительно свободны, - говорит мать Антона и Сергея Ольга Демина. - Первым делом займемся их здоровьем, ну а потом продолжим борьбу.
 
Ольга Демина намерена подать заявления на всех сотрудников милиции, прокуратуры и суда, которые вели "дело пономарей".
 
А вот запорожские правоохранители к этой теме относятся так: мол,  давать оценку решениям Верховной Рады не уполномочены, а распоряжений от высших начальников еще не получали. 

-  Давайте дождемся официального вступления в силу соответствующего Закона Украины, - говорят в областной прокуратуре Запорожья.

Что же касается собственно взорванного храма, то его давно разобрали, а в нескольких метрах от этого места построили новый в честь святых Петра и Февронии.