«Комсомолка» попыталась разобраться в причинах гибели 30 моряков. В память об экипаже «Донца» недавно в Одессе открыли восстановленный мемориал
В память об экипаже «Донца» недавно в Одессе открыли восстановленный мемориал
Могилы оказались под мусором
До последних пор мало кому было известно, что на одесском Втором Христианском кладбище, захоронено 30 моряков с затонувшей лодки «Донец». Могила была заброшена, родственники не появлялись. Понятное дело: ведь трагедия случилась еще в прошлом веке — в 1914 году, когда турки напали на российский флот во время первой мировой войны.
— Здесь была свалка мусора, были повалены деревья и кусты, якоря были выворочены, не было цепей, — вспоминает председатель ассоциации моряков-подводников им. А. И. Маринеско. — В свое время ухаживали за могилой активисты Независимого одесского военно-исторического клуба. И вот около года назад к нам обратилась знакомая одного из родственников, погибшего на лодке, с просьбой привести в надлежащий вид могилу. Мы обратились за финансовой помощью к городским властям. Были выделена приличная сумма денег и проведены работы по восстановлению мемориала.
— Искали ли вы оставшихся родственников погибших?
— Их немного и разбросаны они по миру, но мы будем заниматься поиском.
«Донец» не отреагировал?
История гибели лодки «Донец» — запутанная. Сейчас никто из причастных к восстановлению мемориала не горит желанием искать виновника происшествия: много воды утекло. А в прошлом веке это очень волновало морских историков. Причем не щадили они в своей критике весь Черноморский флот, называя его беспомощным.
Напомним, что 16 октября 1914 года по старому стилю турецкие миноносцы «Муавенет» и «Гайрет», принадлежащие к германо-турецкому флоту, под покровом ночи вошли в Одесскую бухту и без труда (!) потопили «Донец». Погибли 30 членов экипажа, 107 человек в момент обстрела находились на берегу. И это притом, что лодка «Донец» была в составе отряда обороны северо-западного района Черного моря, то есть ее призванием было защищать Одессу и морские подступы к ней.
В ту злосчастную ночь, как и обычно, «Донец» был на связи с наблюдательными постами, расположенными на берегу, на Большом Фонтане. То есть сведения о движении судов в море должны были поступать. О том, что в нем находятся турецкие корабли, якобы известно было, по утверждениям ученых прошлого века. Все меры по охране лодки были приняты. По крайней мере, так писал в своем рапорте уже после нападения и гибели «Донца» командир. Тогда почему же большая часть команды находилась на берегу и почему когда было объявлено о возможном наступлении турков, никакие меры для усиления охраны не были предприняты?
— Тогда, в октябре 1914 года, командующий турецким флотом германский адмирал Сушон, желавший втянуть Турцию в войну, повел к русским портам все наличные быстроходные корабли флота, — оправдывает ситуацию одесский морской историк Игорь Алексеев. — Атака на все порты должна была начаться практически одновременно, но командующий отрядом миноносцев корветтен-капитан Мудлунг ринулся в атаку на Одессу значительно раньше срока, что и усугубило положение.
Одесский флот примитивен?
В 30-х годах прошлого столетия за расследование гибели «Донца» взялся историк Николай Новиков. Его книга «Операция флота против берега на Черном море в 1914-1917 гг.» была очень популярной и выдержала не одно издание.
— Около 2 ч 30 мин. сигнальщики наблюдательного поста «Большой Фонтан» заметили в море сквозь мглу неясный огонь, который долгое время держался на одном месте, — рассказывает в книге Новиков. — Старшина поста сообщил об этом в каботажный отдел порта, откуда ответили, что в данный момент из Одессы вышли два парохода, и вероятно, огонь одного из них и был виден постом. Несмотря на то, что сигнальщики были склонны приписать замеченный ими огонь шлюпке или низкобортному судну, старшина не придал значения этому явлению и довольствовался ответом каботажного отдела, почему ничего на «Донец» не сообщил. Около 3 ч 20 мин. из-за Воронцовского маяка показались силуэты двух судов, шедших со всеми установленными ходовыми огнями. Фактическое опознание, что это были миноносцы, произошло лишь в момент, когда последние уже вошли в гавань и проходили траверз «Донца». Едва вахтенный начальник последнего послал предупредить о том командира и сам бросился к левому 152-мм орудию, как один из миноносцев, «Гайрет», выпустил по «Донцу» с расстояния не более полукабельтова торпеду, которая взорвалась в носовом котельном отделении, образовав пробоину около 1 кв. м, с сильным разрывом прилегающих листов обшивки. Взрыв произошел в 3 ч 25 мин. Лодка быстро осела носом и, накренившись на левый борт, стала погружаться настолько быстро, что выскочивший наверх личный состав уже лишен был возможности оказать какое-либо сопротивление и должен был заботиться о своем спасении.
После того, как были восстановлены все обстоятельства нападения турков на одесситов, автор сделал вывод:
— Меры охраны, принятые на кораблях одесского отряда и одобренные командованием, своей примитивностью и наивностью с особенной выразительностью свидетельствуют о неумении местного морского командования учесть обстановку и найти нужное решение. В одесской части флота оказываются совершенно неподготовленными к установлению простейших видов охранения себя и своих баз. Черноморское командование имело достаточно времени для восприятия этих указаний и внедрения их в сознание командного состава.
Почему себя повел странно флот и экипаж «Донца», кому это было угодно — до конца так и непонятно. Понятно одно: погибшие моряки стали жертвами безалаберности, а еще хуже, если пешками в политических играх.
ТТХ
Водоизмещение: 1280 т.
Размеры: длина — 67,2 м, ширина — 12,2 м, осадка — 3,7 м.
Скорость хода максимальная: 13 узлов.
Дальность плавания: 2100 миль при 6 узлах.
Силовая установка: 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 1819 л. с.
Вооружение: 2х152-мм, 1х120-мм, 2х175-мм и 4х147-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.
Экипаж: 137 чел.
Из досье «КП»
«Донец» заказан в рамках судостроительной программы 1895 года. Строился по чертежам канонерской лодки «Манджур». Всего было построено 6 кораблей, различавшихся между собой главными механизмами, конструкцией дымовых труб, парусностью и общей компоновкой помещений. Зачислена в списки судов Черноморского флота 30 января 1886 года, заложена 21 мая 1886 года на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущена на воду 30 ноября 1887 года, вступила в строй в 1889 году.
Периодически входила в состав эскадры Средиземного моря и в состав практической эскадры Черного моря. В 1891году участвовала в комплексных океанографических исследованиях. Прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1900 году на Черноморском заводе в Николаеве с заменой огнетрубных котлов на водотрубные, заменой рангоута и настила верхней палубы. Кроме того, были установлены грузовые стрелы для мин. С 1901 года использовалась в качестве учебного корабля. Прошла повторный капитальный ремонт в 1912 году в Севастопольском порту с перевооружением. 29 октября 1914 года потоплена в Одессе турецким миноносцем. В декабре 1914 года поднята и после ремонта вновь введена в строй. В период первой мировой войны входила в состав отряда охраны северо-западного побережья Черного моря. С августа 1916 года — в состав Дунайской флотилии. 18 января 1918 года перешла на сторону советской власти. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками в Севастополе, в ноябре 1918 года — белогвардейцами, а в декабре 1918 года — англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года входила в состав Морских сил Юга России. В мае 1919 года затонула во время шторма у Тендровской косы.28 ноября 1921 года поднята и сдана в порт на хранение, а в 1928 году разобрана на металл.