Калейдоскоп режимов. Советская власть приходила несколько раз

Продолжением темы киевских событий 1917-1920 годов станет рассказ о большевистском режиме. Его впервые утвердили в начале 1918-го и затем неоднократно восстанавливали - каждый раз жестокой вооруженной рукой.

Огонь и кровь
 
Установление власти Советов в январе-феврале 1918-го может быть причислено к самым трагическим и кровавым страницам истории Киева за много столетий. Сначала попытка рабочих отрядов отнять власть у Центральной Рады была подавлена гайдамацкими отрядами УНР, захватившими твердыню повстанцев - завод "Арсенал". Но войска, прибывшие из советской России в поддержку арсенальцев, принялись обстреливать Киев из дальнобойных орудий. Киевляне лихорадочно прятались в подвалы, надеясь, что снаряды пролетят мимо. Однако многие десятки зданий понесли значительный урон.
 
Особенно горько вспоминать о шестиэтажном доме с мансардой на углу улиц Никольско-Ботанической и Паньковской, принадлежавшем председателю Центральной Рады профессору истории Михаилу Грушевскому. Проект этого здания в необычных формах украинского модерна составил выдающийся архитектор и художник Василий Кричевский. Квартиры Грушевского и Кричевского находились в том же доме, из их окон открывался прекрасный вид на город. Здесь же хранились коллекции украинской старины, принадлежавшие историку и художнику, - уникальные собрания книг, предметов прикладного искусства, гравюр, картин и статуй. Среди экспонатов встречались неповторимые образцы. Но для того, чтобы все это уничтожить, хватило нескольких выстрелов зажигательными снарядами. Искусствовед Федор Эрнст рассказывал: "25 января, когда большевики уже входили в Киев, их батареи направили свой огонь на дом проф. Грушевского на Паньковской улице - и весь многоэтажный дом превратился в пылающий костер". От здания остались лишь пустые стены, которые потом были разобраны...
 
Завладев Киевом, начальник красных войск - бывший царский офицер Муравьев - решил отомстить сторонникам УНР за их упорное сопротивление. В городе начались преследования украинцев, прерванные только уходом большевиков после заключения Брестского мира.
Сгоревший дом Михаила Грушевского. Фото 1918 г.
 
Парад у деревянного обелиска
 
Первомай 1919 года впервые в истории Киева пришелся на очередной период советской власти, начатый с приходом в город красных частей Николая Щорса. Решено было провести грандиозное первомайское празднество для трудящихся. В апреле горком большевистской партии создал комиссию по подготовке торжеств. Предусматривались две части праздника - политическая (смотр революционных сил, военный парад) и карнавальная, к которой готовились десятки оркестров и сотни артистов различных театров. Горисполком выделил на все про все миллион рублей (из них, между прочим, сто тысяч ассигновались на раздачу сладостей детишкам и проведение чаепитий). Правда, для капитальных проектов этого было недостаточно. Оформление города преимущественно выполнялось силами творческой молодежи, а революционные монументы к празднику изготовили из временных материалов. Один из обелисков размещался на Софийской площади и назывался "Октябрьская революция". То было деревянное сооружение со шпилем на ступенчатом основании. Его торжественно открыли рано утром Первого мая под гром оркестров.
 
Затем на площади у стен Софии был проведен военный парад. Принимал его нарком по военно-морским делам Николай Подвойский, войска приветствовали председатель ВУЦИК Григорий Петровский и предсовнаркома Украины Христиан Раковский. Потом состоялась демонстрация трудящихся, сменившаяся массовым гуляньем. В качестве "гвоздя программы" по улицам города проехали открытые грузовики с революционными сценами, которые разыгрывали профессиональные и самодеятельные актеры. На первом авто везли "живую картину" из эпохи Великой французской революции 1789 года, на втором была устроена баррикада парижских коммунаров, третья сцена соответствовала Февральской революции и свержению самодержавия, четвертая машина изображала Россию в июне 1917 года, пятая посвящалась Октябрьской революции, на шестом автомобиле был отражен текущий момент. Наконец, седьмой грузовик представлял Советскую республику будущего 1920 года. На нем был установлен громадный глобус, вокруг которого под лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стояли красноармеец, матрос, русский, украинец, китаец, негр, индус и много людей других национальностей. 
 
В день праздника газеты объявили о выдаче населению мануфактуры, хлеба, калош. Вечером в здании бывшего театра "Соловцов" (теперь Театр им. Франко) состоялась революционная премьера - спектакль "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник") по пьесе испанца Лопе де Веги, в которой крестьяне деревни Фуэнте Овехуна восстали против жестокого сеньора. А накануне власти известили, что после Первомая хождение по улицам города разрешается всю ночь.
Советский обелиск на Софийской площади. Фото 1919 г.
 
По льду - в разруху
 
В декабре 1919 года красноармейцы, вновь подступившие к Киеву с "московской" стороны, были остановлены водной преградой. Днепр еще только начал замерзать, а мосты находились под усиленной охраной белогвардейцев, занимавших тогда город.
 
Войска большевиков выручил днепровский рыбак Алексеенко. Он нашел ниже Киева по течению реки место, где толщина льда уже позволяла бойцам переправиться аккуратной цепочкой. Красные оказались на правом берегу, предприняли нежданный штурм и завладели городом.
 
Но новые власти столкнулись с холодной и голодной зимой. Киев уже не был тогда столицей республики - эту роль взял на себя Харьков. И древний город на Днепре с ограниченным снабжением и финансированием оказался перед бесчисленными проблемами. Лишь отчаянные усилия и специальные субботники по заготовке дров позволили тысячам киевлян дотянуть до весны...
 
Продолжение темы читайте в номере "КП" от 18 марта. 
 
Кстати
 
Советские деньги
"Пятаковка" номиналом 25 рублей. 1918 г.
100 рублей "совзнаками". 1919 г.
Первая эмиссия денежных ассигнаций при советской власти, состоявшаяся в 1918 году, заключалась в том, что были использованы клише кредитных билетов от 1 до 1000 рублей, подготовленные еще Временным правительством и соответственно оформленные. От новых хозяев на купюры попали только свежая дата "1918" да подписи управляющего банком и кассира. За управляющего расписался лично тогдашний руководитель банковской системы большевиков, бывший киевлянин Георгий Пятаков. Так эти кредитки и называли в народе - "пятаковки".
 
Позже, в 1919-м, советские денежные знаки (известные как "совзнаки") обрели уже собственные черты. Характерным их отличием стало размещение лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на нескольких иностранных языках - не только по-английски, по-французски или по-немецки, но также арабской вязью и китайскими иероглифами.