Перед бомбежкой американцы «лупили» радиограммы без шифровки

Бывший радиоразведчик вспоминает, как упредил удар по Ираку

Бывший радиоразведчик вспоминает, как упредил удар по Ираку

13 ноября 1931 года – фактически день рождения советской радиоразведки. А 1 ноября – ее воинской части, 394-го радиодивизиона, позже переименованного в Варшавскую краснознаменную ордена Александра Невского 82-ю отдельную радиотехническую бригаду особого назначения (82 ОРТБР ОСНАЗ). Официальным днем ее рождения считается 19 января 1932-го. Так что в этом году ей исполнилось семьдесят пять лет. А начала эта часть свой славный путь в Днепропетровске. Житель нашего города Сергей Дробышев, который служил в ней в 1990‑1992 годах, рассказал «Комсомолке», чем она занималась накануне распада страны Советов.

Американцы чокались через эфир

В радиоразведку призывников отбирали по одному признаку – знанию английского. А поскольку Сергей владел им, то и попал в немецкий город Торгау на Эльбе – тот самый, где в 45‑м произошла знаменитая встреча советских и американских войск.

– В обязанности планшетиста, которым зачислили меня, входило отслеживать центральный европейский театр военных действий, – рассказывает бывший сержант.

Донесения, позывные воинских частей (в том числе НАТО) шли в эфире в зашифрованном виде, с многочисленными помехами. Целый день слушать раздающийся в наушниках гул было нелегко.

– Устающий за день мозг требовал разрядки, а мы на нее не имели права, – сокрушается командир отделения взвода управления радиоразведки.

Более раскованными в этом плане были американцы.

– Под Новый год они специально чокались в микрофон, и эхо от звона было слышно во всем эфире, – смеется Сергей. – У нас от этого слюнки текли – ведь нам пить было вообще запрещено.

Советская радиоразведка на три дня парализовала работу немецких СМИ

Как-то вышел конфуз. Роте вовремя не был подан список запрещенных частот, на которых нельзя было работать. И три дня она, не ведая того, занимала ­частоту телеграфа Берлин – Лондон. Из-за этого газеты не могли обмениваться информацией, высылать фото и полосы. Деятельность СМИ была парализована.

– А затем немцы запеленговали источник сигналов и накрыли нас, – улыбается бывший радиоразведчик. – Пришлось роте заплатить штраф.

В дополнительную работу входил поиск по частоте затерявшихся гражданских кораблей.

– С этой просьбой к нам обращались часто, и мы определяли местоположение судна с точностью до 50 километров.

«Ребята, жмем на кнопку»

Работа радиоразведки не изменилась и с распадом Союза.

– Нас эта новость огорошила, как обухом по голове, но все осталось по-преж­нему, – удивляется Сергей. – Мы так же прослушивали и отлавливали позывные штабов, следили за воинскими частями, словно ничего не изменилось.

Какой Родине они тогда служили, уже никто сказать бы не смог.

А накануне распада, во время операции «Буря в пустыне», часть и лично он перехватили и отправили в Штаб центральной разведки первую радиограмму о нанесении ракетного удара по Ираку. Она была послана в открытом виде, американцы коротко передали, что все, ребята, жмем на кнопку, и через минуту начали бомбить.

– Перехватившие радиограмму были награждены государственными наградами, а я поехал в отпуск, – с гордостью сообщает Сергей.

Теперь часть, созданная в Днепропетровске, передислоцирована в Вязьму.

– А вот существует ли радиоразведка в Украине, затрудняюсь сказать, – признается рассказчик, – хотя и пытался выяснить.

 Из личного дела

Сергей ДРОБЫШЕВ

Родился в 1969 году в Дне­пропетровске.

В 1990-1992 гг. проходил службу в армии планшетистом. После возвращения на Родину увлекся телевидением на VLD Brothers.

Закончил Университет экономики и права. Сейчас – зам. генерального директора телеканала ТЕТ и продюсер 5 канала в регионе.

 Из истории вопроса

Радиоразведка в Красной Армии не была в почете

В августе 1921-го начальник штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии поручил Разведывательному управлению «составить и разработать новую организацию постановки дела радиоразведки. Но остро не хватало ни кадров, ни техники. И тогда власть применила хитрый прием.

В июле 1924-го вышло постановление Сов­наркома СССР «О частных приемных радиостанциях», и начался бурный рост радиолюбительского движения. Так в короткий срок удалось заполучить резерв для подготовки радиоспециалистов.

К 1928 году в военных округах создали пеленгаторные роты. А в 1930-м радиоразведку наконец решили отделить от обычной радиосвязи. В четырех военных округах были радиобатальоны, в каждом – пеленгаторная рота.

Радиобатальон Украинского военного округа располагался в Днепропетровске. К 1 ноября 1931 года местная пеленгаторная рота уже была готова к началу самостоятельной работы. Официально она была реорганизована в 4‑ю отдельную тяжелую радиопеленгаторную роту 19 января 1932-го.