Моряки вернулись из сирийской тюрьмы: "Бойцы убивали пленных у нас под дверью"

Экипаж задержали на два месяца, т.к. их сухогруз был похож на вражеское судно.

Жены и сестры пришли в аэропорт, чтобы встретить родных пленников

8 марта жены и матери моряков, которые два месяца находились в сирийском плену, получили долгожданный подарок – их мужчины вернулись домой. Шесть мореплавателей из Херсона, Николаева и Крыма провели два месяца в заточении после того, как попали на сухогруз, принадлежащий ливийскому судовладельцу.

Перепутали с ливийским судном

Малогабаритное судно "Урарту", курсирующее между Сирией и Кипром, в январе задержали в Средиземном море: сирийские власти заподозрили экипаж в перевозке боевиков "Аль-Каиды". До этого сухогруз долго стоял на рейде близ острова Кипр. Представители компании-судовладельца объясняли вынужденную стоянку отсутствием груза. Чтобы не простаивать порожняком моряки сами нашли клиентов, желающих экспедировать детские товары. А пока проходили переговоры, агенты дали команду экипажу отправиться в порт Латакия, там старшего механика и капитана планировали отправить домой, так как истекал срок действия их контракта. Место украинцев должны были занять двое моряков-арабов.

– Как только мы вошли в территориальные воды Сирии, к нам тут же командировали сирийских "костгардовцев" из местной береговой охраны, – вспоминает старший помощник капитана из Херсона Виталий Васильев. – Те провели обыск с вооруженными бойцами, но ничего не нашли кроме нескольких блоков сигарет.

Вскоре, ничего не объяснив, всех вызвали на допрос, а Виталий остался один стеречь судно. Когда к вечеру ребята не явились, Васильев собирался позвонить судовладельцу, но только успел набрать номер по спутниковому телефону, как за ним пришли из полиции. 21-летнего помощника капитана под конвоем увели в сирийскую тюрьму.

После этого допрос сменялся допросом, причем, помимо членов экипажа сирийцы задержали и работодателя, который поспешил морякам на помощь.

– Хотя мы шли порожняком, нас заподозрили в перевозке бойцов "Аль-Каиды", – рассказывает капитан Алексей Гаврилов. – Позже пояснили: местные власти сочли наш сухогруз вражеским судном из-за того, что его корпус был выкрашен в серый цвет и якобы был похож на военный корабль Ливии.

Хотел повеситься на свитере

Семнадцать суток экипаж держали в тюрьме при участке военной разведки – моряки спали на полу, а из еды им приносили лишь сырую картошку. При этом документы и средства связи у мореплавателей отобрали, а в ответ на просьбу сделать звонок адвокату твердили одно: не положено. Спустя две недели пленники совершенно выбились из сил, и однажды во время допроса кто-то из них посетовал на плохие условия содержания. После этого всех семерых перевели в карцер, рассадив по разным помещениям.

– Военная тюрьма по сравнению с карцером показалась нам земным раем, – вздыхает Виталий. – В душной каморке площадью в два квадратных метра было сыро, а единственным источником света служила небольшая дырка в потолке. Воду нам приносили очень редко, все то и дело теряли сознание. А по ночам слышались крики пленных, которых убивали прямо у нас под дверью.

От пережитого 24-летний кок даже хотел повеситься на собственном свитере, но Васильев сумел отговорить того совершать суицид. Неизвестно, сколько бы еще пришлось морякам выживать в таких условиях, если бы родные Васильева не забили тревогу. В январе мама с сестрой получили сообщение от Виталия: "мы в Сирии, нас ведут под конвоем". Тогда родственники обратились в благотворительный фонд помощи моряков "Ассоль", а там подключили МИД и представителей консульства. В конце концов после долгих переговоров мореплавателей удалось освободить и вернуть домой.

Компетентно

Специалисты говорят, что вероятность получения компенсации за полученное потрясение у моряков очень мала. Во время ареста у них отобрали договоры, подписанные с компанией-оператором "Парадиз". При этом имеются шансы добиться хотя бы выплаты зарплаты, которую сулил работодатель.

– Морякам задолжали около 80 тысяч долларов, – говорит председатель правления БО "Фонд помощи морякам "Ассоль"Анна Муругова. – Сейчас в МИДе рассматривают все возможные пути возвращения денег, мы держим дело на контроле, а в случае необходимости готовы подключить юристов нашей компании.

Фото: БО "Фонд помощи морякам "Ассоль"

21-летний Виталий Васильев хотел заработать, чтобы прокормить маму и сестру