Повторит ли Донбасс судьбу Крыма?

Корреспондент "Комсомолки" Евгения Супрычева попыталась найти ответ на этот вопрос.

Фото: Константин БУНОВСКИЙ.

Донецк всегда был рабочим городом, но теперь бунтует. И под российскими флагами. Восточный регион ратует за референдум и вхождение в состав России. Выступает против олигарха Сергея Таруты, которого Киев назначил губернатором края. Митинги идут в городе уже вторую неделю. Смогут ли раскачать Донбасс? И повернут ли его в сторону России?
 
Почему Майдану можно, а востоку - не положено?
 
- Мы считаем, что такой сценарий в Донбассе не пройдет, - заявил новый губернатор Донецкой области олигарх Сергей Тарута.
 
 - Провокации носят заказной характер. Важно понимать, что отдельные "радикальные элементы" не пользуются поддержкой народа, - заверяют в городской власти.
 
Не пользуются? Это как посмотреть. Ведь сейчас Донбасс бурлит и требует выдачи своего "радикального элемента" Павла Губарева. Того самого, который провозгласил себя на митинге "народным губернатором".
 
- Мои кумиры - Александр Лукашенко и Владимир Путин. Донбасс должен войти в состав России, - заявил тогда парень со сцены.
 
Теперь молчит, потому как арестован. Увезли в Киев - будут судить за сепаратизм. Жители Донецка возмущены - требуют амнистию. Мол, почему Майдану можно, а востоку - не положено?…
 
- Они идиоты? Это же "городской сумасшедший" - как его можно воспринимать всерьез? - недоумевают чиновники в кулуарах мэрии.
 
Их удивление понятно. Губарев, мягко говоря, "не формат". Очень непосредственный. Может давать интервью лежа, сидя или даже из душа - это для него не проблема. Ему вообще многое по плечу.
 
- Лет десять назад он был депутатом районного совета от партии Витренко, - вспоминает директор донецкого Центра политического анализа и технологий Сергей Барышников. - Тогда стоял вопрос о вхождении в НАТО. Так вот Губарев объявил свой район "территорией свободной от НАТО". Позже создал "Антиволокитскую" партию.
 
Потом ушел в бизнес - открыл рекламное агентство. Долго и успешно работал Дедом Морозом на просторах Донецка (одно из направлений агентства). Родил троих детей. А потом вдруг вернулся в большую политику. Как это случилось? Говорят, очень просто. Он сам выдвинул свою кандидатуру.
 
- Когда стало понятно, что революция в Киеве побеждает, Донецк заволновался. В социальных сетях стали создавать группы самообороны и протеста. Но у них не было лидера. Павел предложил взять ответственность на себя. Других кандидатов просто не было, - рассказывает один из лидеров партии "Русский блок" Сергей Бунтовский.
"Народный губернатор" Донецкой области Губарев готовится к суду за сепаратизм. Фото: Рейтер.
 
Стояла ли за Губаревым, который, собственно, и поднял первую протестную волну, рука Москвы?
 
- Если бы стояла, у нас была бы сцена, оборудование, крутые пиар-технологи и, главное, четкий план действий, - говорит один из членов штаба Губарева Андрей Лунев. - А так по сути мы провалили первый этап бунтов.
 
Да, действовали довольно бестолково. Взяли областную администрацию - отдали. Зашли в казначейство - вышли. И что? Да ничего. После ареста Губарева пошла вторая народная волна. Но не по киевскому сценарию.
 
- Мы бы с радостью поставили палатки в центре Донецка. Но нет возможности - и не надо рассказывать нам про донецкую бабушку, которая придет и всех прокормит, - рассуждает в запале Тамара во время очередного митинга. - Плюс мы не западенцы. У них там все равно работы нет - вот и сидели на Майдане. Дожидались весну - время заработков. А у нас шахты, где вкалывают по четыре смены. Нам семьи кормить надо.
Буйных не хватает
 
Ясно одно: Майдана тут не будет. А что будет? Вот это не понятно. Митинги в Донецке проходят каждый день. В будни собирают до тысячи человек, на выходных - до десяти. Но все как-то размыто, бестолково. Такое впечатление, что просто поддерживают огонь в печи в ожидании чуда. Требуют своего Губарева, а без него - не решаются идти на ультиматум. Даже странно. Неужели некому подхватить бразды народного бунта? И в логове "титушек" не хватает буйных? Если верить интернету, тут более десятка пророссийских партий и движений: и за "Донецкую республику", и за "Восточный фронт". Казалось бы, дай повод - сметут власти.
 
- Да, но все эти движения радикальны лишь на словах, - говорит один из лидеров партии "Русский блок" Сергей Бунтовский. - По факту крайне малочисленны, можно сказать, виртуальны. У нас нет бригад "штурмовиков" и регулярных учений, которые практикует движение Яроша. И возглавляют наши движения не качки, а преподаватели, инженеры.
 
Их основным занятием всегда была грызня в интернете. Во-первых, это интересно. Во-вторых, дешево. Представители партий уверяют, что крайне бедны - Москва им не помогала все эти годы. Мол, зачем нам эти карлики, когда есть Партия регионов? 
 
Жители Донбасса рассуждали так же. Большинство вообще не знало, что в Донецке так много движений. Узнали буквально вчера, когда лидеры партий, вырывая друг у друга неработающий мегафон, пытались завести толпу. В итоге совершенно дезориентировали народ, и колонна пошла за первым встречным. Бодрым шагом и с лозунгами: "Донецк, вставай - Бандеру выгоняй!"
Милиции пока удается отделить пророссийских и проукраинских митингующих. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
Когда случайный лидер менялся - менялся и лозунг. Маршруты шествия выбирались хаотично. Неизменным оставалось лишь одно: заметил флаг Украины - поменяй его на флаг России. По-хорошему, на этом хаотичном этапе уже должны были начаться провокации и задержания. Но не начались. И вряд ли протесты выйдут за мирные рамки. На то есть свои причины. Первая - это донецкая милиция. Сейчас они действуют по принципу: чужих не пускаем, своих не задеваем. Насчет "чужих" убедилась на личном опыте. В поезде Киев - Донецк обнаружилась веселая компания. Человек пять молодчиков. Одеты в камуфляж. Первым делом пометили тамбур - прилепили наклейку "Правый сектор". Говорили по-русски, никого не задирали. Но благополучной высадке десанта помешали. Пассажиры маякнули проводникам - те передали дальше. При подъезде к Донецку в вагон зашли десять человек с автоматами.
- Молодые люди, предъявите документы, - говорят.
 
Те предъявили. Их отвели в сторонку. Осмотрели койки. Прощупали матрасы. Нашли в них ножи, шумовые гранаты и еще по мелочи. По приезде в Донецк парней уже ждали на перроне. "Правый сектор" был крайне возмущен. Как можно? Они ж профсоюзы - брали, киевскую мэрию - брали, кровь свою проливали…
 
- Пока ваши "титушки" нас убивали… - орет с пеной на губах один из пареньков.
 
- Пойдем - мы тебе принесем свои соболезнования, - заломали пацана милиционеры, надев наручники.
 
К "своим" же отношение иное. Хотите взять областную администрацию? Мы разомкнем ряды. Блокируете автозак с задержанными? Хорошо. Вот, мы отпускаем. Срываете флаг Украины? Да ради бога! То есть на столкновения не идут. Похоже, саботируют. И это понятно. Половина бойцов ВВ вернулась с Майдана - у них накипело. Вторая половина не горит желанием подставляться. Сегодня один губернатор, завтра второй, а в среду - третий. И каждый первым делом меняет руководство МВД.
Именно так поступил Тарута по прибытии в Донецк. Заявил во время пресс-конференции, мол, начальник МВД не смог "замотивировать" подчиненных - те вели себя пассивно, а надо жестче. Потому "давай - до свидания". Назначил нового, но и тот не смог "замотивировать". А как ты это сделаешь, когда толпа идет, скандируя "Беркуту" - слава!". Так что в Донецке на жесткое подавление и разгон рассчитывать не приходится.
В Донецке попытались провести народное голосование за проведение "крымского" референдума. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
Шахтеры - это сила
 
Может быть, протесты сами рассосутся? Вряд ли, пример Крыма не даст им угаснуть. Там референдум, а потом и вовсе… даже вслух произнести страшно. Плюс восстал соседний Луганск - тамошняя пророссийская "гвардия" вынудила нового губернатора подать в отставку (впрочем, он потом заявил, что сделал это под давлением митингующих). Все эти примеры, безусловно, вдохновляют. Но не являются решающим фактором. Решающий фактор на Донбассе - это шахтеры. Вот где сила. Сейчас шахтеры просто ропщут:
 
- У них, значит, "небесная сотня"… А когда под землей привалило нашу "подземную сотню" - никто и слова не сказал.
 
Но дальше разговоров пока дело не идет - они ждут заявлений относительно шахт. Будет ли новая власть закрывать те, что нерентабельны (в Донбассе таких немало)? Или дотации будут поступать в тех же объемах? Категорически важный вопрос.
 
- На самом деле шахтеры - это сейчас бомба замедленного действия, - говорит глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко. - Примерно через месяц-два там остро встанет вопрос зарплаты. Предыдущая власть сделала большую глупость - в декабре Янукович подписал бумаги об отмене квот на импорт угля. Как следствие, наш уголь стал продаваться хуже. До этого момента шахты выдавали деньги наперед, за счет будущей прибыли. Тогда еще не знали, что будут отменены квоты. Теперь знают и понимают, что прибыли не будет, а денежный фонд уже вычерпан вплоть до четвертого квартала. Как думаете, чем это обернется?
 
Шахтерским бунтом? Не дай бог! Этот народ поднимается редко, но их восстания застревают в памяти. И шахтеры не станут разбираться в нюансах: старая власть виновата в их бедах или новая... Тем опасней, что новая - вряд ли сможет грамотно разрулить ситуацию - слишком много "таких мужественных", но таких случайных людей в правительстве, которые мало что понимают в своей отрасли. Вот это будет удачное время для включения в игру "третьих игроков" в виде той же России. Может быть, она станет привечать пророссийские партии или зашлет своих агентов. Но просто так восток не оставит - уж больно интересный регион.
 
Означает ли это, что в Донецк придут российские танки и Донбасс станет частью Российской Федерации?
 
- Жаль огорчать тех людей, которые кричат "Крым - Донецк - Россия", но вряд ли, - говорит глава совета директоров Института политических и социологических исследований им. Тараса Шевченко Владимир Шевченко. - Донбасс еще попробуй прокорми. Да и зачем? Существует мнение, что России и Крым-то не нужен. Если забрать эти регионы, то остальная Украина в рекордно короткие сроки попадет под влияние ЕС и НАТО. Если НАТО разместит свои базы в Украине, то России придется полностью переформатировать свой оборонный комплекс. Потому выгодней сохранить целостность Украины, но сделать так, чтобы юго-восток уравновешивал порывы Западной Украины. Но для этого юго-восток должен быть действительно пророссийским - и вот потому РФ так активно работает в этом направлении - вплоть до смены местной власти.
 
То есть хорошая новость: Донбасс не отойдет к России. И плохая: москвичи так просто нас любить не перестанут. Это значит - идея референдума тут будет муссироваться и крепнуть. Регион уже сейчас находится в зоне повышенной турбулентности, которая со временем лишь усилится. Особенно если пойдут шахтерские бунты. Плюс народ в глубине души понимает, что Губарева им уже вряд ли выдадут из застенок, и потому пошли разговоры о подборе нового "народного губернатора". И не факт, что он окажется самостоятельной фигурой. Потому для киевской власти сейчас самое время перехватить инициативу, но, зная ее нелюбовь к любого рода компромиссам, исключать эскалацию конфликта было бы наивно…
Каждый день в столице Донбасса проходят митинги под флагами РФ. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
Местная власть тянет время или она на "стороне народа"? 
 
Региональные чиновники реагируют на ситуацию внешне правильно. Потому их не свергают в едином порыве (претензии у Донбасса лишь к новому губернатору). Но и доверять боятся: действительно ли перешли на сторону народа? А было это в начале марта. Тогда, еще во времена "правления" Павла Губарева, народ зашел на заседание областного совета. Поставил ультиматум - местные депутаты нервно сморгнули и приняли так называемое "Обращение народа". Там среди прочего значится и проведение референдума.
 
- Мы не намерены отказываться от этой бумаги, - заверяет секретарь Донецкого городского совета Сергей Богачев.
 
- Но новый губернатор Сергей Тарута говорит, что решение принималось под давлением и силы не имеет…
 
- Это не может решать губернатор. Сейчас мы получили на этот счет иск от областной прокуратуры, но собираемся его оспорить.
 
- А какой в этом смысл, если Конституцией все равно запрещены референдумы на областном уровне?
 
- Конституция этого не запрещает, загвоздка в том, что нет необходимой законодательной базы. Если в Верховной Раде примут закон о референдуме на местном уровне, то законодательная составляющая появится. Но это не значит, что на референдуме будет поставлен вопрос об отделении Донбасса - только о расширении прав местных органов самоуправления. И по другим вопросам, в том числе и в экономической сфере.
 
Далее Сергей Богачев говорит о необходимости децентрализации бюджета. Сейчас, как известно, все деньги перечисляются из областей в Киев, а столица сама решает, кому и сколько выдать из общей копилки. Децентрализация предполагает, что большинство налогов остается там, где их собрали, и область их тратит самостоятельно.
 
- То есть по сути вы говорите о федерализации, но избегаете этого термина?
 
- По сути да. Но когда произносишь слово "федерализация", Западная Украина начинает нервничать. И эти революционные фразы приводят к ненужным конфликтам.
Насчет искренности местной власти мнения дончан разделились. Одни считают все эти разговоры - забалтыванием. Попыткой продлить свои дни у власти. Но большинство верит. Мол, федерализация действительно сильно расширяет полномочия местной власти.
 
- Конечно, им это выгодно: были марионетки Киева, а станут местными царьками, - рассуждает народ на площадях. - Другое дело, что Тарута категорически против федерализации (его и поставили, чтобы был против). Потому эту фигуру надо скинуть, остальные - пусть работают. Но под руководством того губернатора, которого мы одобрим. Если не удастся отвоевать Губарева - придется искать другого "народного губернатора".