Губернатор Днепропетровщины: что для новенького?

Игорь Коломойский вместе с креслом главы области получил и ряд "долгоиграющих" проблем.

Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

Несмотря на то, что Коломойский, по его же словам, принял область в заметно лучшем состоянии, чем регионы, которые достались другим губернаторам, проблем у него будет - ворох.

Понятно, что жители области смогут оценить работу нового главы облгосадминистрации только со временем. В то же время некоторые специа­листы в сфере администрирования считают, что с Коломой­ским нашему краю повезло.

- Экономика будет для него приоритетом, - считает политолог Андрей Золотарев. - Бизнесмен Коломойский все-таки в данном случае кризис-мене­джер, который призван удержать социально-экономическое положение в регионе.

Ну, а "проблемных мест" в области достаточно. Вот только некоторые из них.

Метро: долгострой с 1995 года

Cтроительство метрополитена "успешно" заглохло в далеком 1995 году. Кто только не старался реанимировать его с тех пор, но, как видим, дальше разговоров дело не шло.

Конечно, вселяет надежду выделенный Европейским банком реконструкции и развития кредит на сумму 152 миллиона евро. Однако не секрет, что в 2014 году из этих средств из госбюджета планировали выделить всего 282 миллиона гривен.

Сами же метростроевцы, которые по полгода не видят зарплаты, считают, что к обещанному предыдущей властью 2016 году закончить строительство запланированных станций ("Театральная", "Центральная", "Музейная") нереально именно из-за недостатка финансирования.

Мнение метростроевцев

- Нам приходится жить в долг, брать кредиты, чтобы прокормить детей, и увольняться, - сетуют метростроевцы. - Темпы проходки снижаются до прохождения нескольких метров в месяц. При таком положении дел построить станцию "Центральную" к 2015 году просто невозможно.

Будем здоровы, когда вылечим медицину

Реформа здравоохранения на Днепропетровщине, которая вместе с Винницкой областью в 2012 году стала "под­опытным кроликом", то есть пилотным проектом Украины, - камень преткновения для влас­ти и народа.

Несмотря на открытие новых перинатальных центров и реконструкцию ряда медучреждений, до европейского образца в сфере здравоохранения нам далеко.

На полугодовых курсах "переучивания" на семейных врачей для изучения сердечно-сосудистых заболеваний выделяли всего один день. А очереди из больных и здоровых в один ряд при так называемом смешивании потоков пациентов? А сокращенные женские консультации?

Тем временем, по данным Государственной службы статистики Украины, Днепропетровская область после Донецкой заняла второе место по смертности в Украине, а также по детской смертности в возрасте до 1 года. Из необходимых для города ста бригад скорой помощи есть только 67. И это далеко не полный перечень проблем в медицинской сфере.

 Мнение врача

- Самое главное - восстановить закрытые лечебные учреждения, - считаетглавврач областной больницы им. Мечникова Сергей Рыженко. - А за последние пять лет в области их, больших и малых, закрыли шестьдесят. Оттуда, где нет медиков, уезжают люди.

Объездная дорога, подожди немного!

Вторая очередь объездной дороги, если ее доведут-таки до ума, позволит вывести за пределы Днепропетровска свыше десяти тысяч единиц транспорта. А ее строительство считают самым крупным за годы независимости Украины инфраструктурным проектом. Общая протяженность Южного обхода - 64 километра. Дорога объединит четыре трассы: Знамянка-Луганск-Изварино, Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта, Борисполь-Днепропетровск-Запорожье и Дне­пропетровск-Николаев (через Кривой Рог).

Но это - проблема еще та. А пока заполонивший Днепропетровск грузовой транспортный транзит с тоннажем до 50 тонн просто гробит даже новые магистрали.

Напомним, что реализация проекта начата в апреле 2011 года. В так называемый Южный обход вошла и эстакада в районе съезда с Кайдакского моста. Правда, сейчас на ее месте только "мертвые" сваи, и - никакого движения строителей.

 Мнение строителя

- Чтобы завершить вторую очередь объездной, необходимо порядка 330-340 миллионов гривен, - говорит заместитель начальника по строительству Службы автомобильных дорог  Дне­пропетровской области Петр Буратинский. - Но работы там были остановлены в конце прошлого года. Сначала - из-за погодных условий, потом из-за отсутствия финансирования. В целом протяженность четырех участков пути должна составить 64 километра.

Реку загрязняют и промышленные стоки, и выбросы в атмосферу

О том, что Днепр загрязняют давно и безбожно, написаны целые тома научной литературы. Но - воз и ныне там, даже несмотря на принимаемые меры той же Приднепровской ТЭС, снизившей с 2012 года количество вредных выбросов в атмосферу с двух энергоблоков в 20 раз - с 1000 до 50 мг/м3, и прекратившей сбросы отходов в реку.

Тем временем в Днепре и Самаре снижается численность ряда видов рыб, на дне - тонны "химии", а купаться даже на сертифицированных пляжах опасно для здоровья.

Конечно, общественники бьют тревогу. Но власти, как всегда, из-за отсутствия надлежащего финансирования решить экологические проблемы не в состоянии. Как результат: старые коммуникации и гидросооружения государственных и частных предприятий продолжают "обогащать" реки токсичными и неочищенными отходами.

Когда же мы спросили о проблемах с гидроочистными сооружениями главного инженера "Днепрводоканала", он только и сказал: "Ой-ой-ой!".

 Мнение эколога

- Глобальная проблема загрязнения реки Днепр связана с тем, что город стоит прямо не берегу, - говорит директор областной организации "Зеленый мир" Алексей Ангурец. - Очистные сооружения либо функционируют отвратительно, либо не работают вообще. Город и реку загрязняют ТЭС, завод им. Петровского, коксохимический завод, другие предприятия. И речь идет не только о промышленных стоках, а и о выбросах в атмосферу, откуда токсичные вещества, в том числе с осадками, попадают в реку. Купаться на пляжах я бы не рекомендовал никому. Экологическая ситуация с каждым годом ухудшается.