Три года танкист скрывал, что он - женщина

Женщины - не только прекрасный пол, но еще и очень отважный.

Александра Ращупкина сначала освоила трактор, а потом танк Т-34. Фото: личный архив.

В канун Восьмого марта "Комсомолка" вспомнила милых дам, которым, чтобы доказать это, пришлось переодеться мужчинами.

Штаб-ротмистр Александров

Пушкин покраснел

Надежда Дурова - будущий штаб-ротмистр Александр Александров, родилась в 1783 году в семье гусарского ротмистра Александровича, тайно умыкнувшего ее маму и свою жену. Мама Дуровой так хотела сына, что однажды выкинула младенца-дочку на ходу из кареты. И потрясенный папаша отдал Наденьку под защиту пожилого гусара Астахова.

Восемнадцати лет Надя вышла замуж и родила сына, которого, впрочем, вообще не упоминает в своих легендарных "Записках". Детство в полку при гусарах сбило ее девичьи ориентиры напрочь. И она в 1806 году сбежала из семьи, переоделась в мужскую одежду и записалась под мужским именем в Коннопольский уланский полк.

Юный Александр отважно сражался в Пруссии, на поле боя, почти как в "Гусарской балладе", спас (то есть спасла!) офицера. Восхищенные его отвагой товарищи, однако, поняли, что кавалерист - это девица. Поняло это и начальство.

Она была в Тильзите, когда там подписывался Тильзитский мир с Наполеоном, и влюбилась в Александра I. На радостях она написала письмо отцу, который изумился и сдал ее, требуя вернуться домой. Дурову лишили оружия, отдали под арест и отправили в Санкт-Петербург, где ее сразу принял Александр I.

Император был в крайнем изумлении, но разрешил ей и дальше служить в армии, оставил имя Александр и наградил за подвиги (впервые в русской истории - женщину!) Георгиевским крестом.

Впрочем, Александр I как-то обмолвился, что не сочувствует такого рода отваге в женщинах.

Войну 1812 года Александр-Надежда встретила подпоручиком Литовского уланского полка, отличилась под Бородином и была даже адъютантом Кутузова. Дошла до Германии.

В отставку она вышла в 1816 году, прослужив 10 лет, до смерти носила мужское платье и завещала отпеть себя как Александра Александровича. Но священник не стал этого делать и отпел ее как девицу.

Интересно еще, что, когда она принесла рукопись своих записок Пушкину, солнце нашей поэзии был в восторге, сыпал комплиментами и даже поцеловал ручку Дуровой. Та вспыхнула, отшатнулась и вскрикнула: "Ах, боже мой! Я так давно отвык от этого!"

Пушкин зарделся.

Но Надежда Дурова была не единственной и, главное, не первой кавалерист-девицей в русской армии.

Гвардеец Тихомиров

В бой за брата

Еще об одной героине, воевавшей в мужском мундире, известно очень мало.

В 1807 году в бою был убит гвардейский офицер Александр Тихомиров. Когда тело было перенесено с поля боя и его стали готовить к похоронам, товарищи Тихомирова по полку с изумлением увидели, что бравый командир роты - девица!

Отсюда, вероятно, создатели фильма "Гусарская баллада" взяли одну из засюжетных линий для своей героини Шурочки Азаровой: она в одном из диалогов ссылается на то, что у нее есть сестра, похожая на нее.

Примерно та же история случилась и с Шурочкой Тихомировой. У нее умер брат-офицер, и тогда Шурочка переоделась в его мундир и пошла дослуживать за брата. И служила 15 лет!

Поскольку Тихомирова командовала ротой, возможно, чин ее был - гвардии поручик.

Так что вот такие они были - предшественницы женского батальона Бочкаревой, оборонявшей в 1917 году Зимний дворец и позже расстрелянной большевиками, наших отважных летчиц Великой Отечественной и всех советских женщин, которые дошли до Берлина, не уступив мужчинам ни йоты в личной храбрости.

Надежда Дурова первой из женщин была награждена Георгиевским крестом. Фото: wikipedia.org

Мушкетер Курточкин

"Он меня обесчестил"

Татьяна Мироновна Маркина под именем Курточкина дослужилась до капитана, причем при Елизавете Петровне и Екатерине II.

Она родилась на Уткинском хуторе Нагаевской станицы на Дону. Когда ее замучили предложениями женихи, Таня сбежала из дома, бросила свою одежду на берегу то ли Дона, то ли озера (есть разночтения), переоделась в мужскую и прямиком отправилась записываться в армию. Родные посчитали, что она утонула.

Но Таня всплыла уже в виде рядового мушкетерского полка Курточкина в Новочеркасске. Как никто не угадал в ней девицу - загадка, потому что в те времена наказание солдат розгами и шпицрутенами было делом обычным.

В общем, Курточкин лихо сражался в Семилетней войне, получил за личную безграничную храбрость (при сильной застенчивости) чин ефрейтора, а потом стал и унтер-офицером.

При Екатерине II Курточкин дослужился до капитана и... влип в великолепный скандал.

В красавца капитана влюбилась девица. Естественно, Курточкин ответил решительным отказом. И тогда девица сообщила начальству Курточкина, что он ее... обесчестил. Физически. И бросил.

Капитана отдали под суд, лишили чинов и всех прав и приговорили к высылке в Сибирь.

Татьяна пришла в ужас и отписала Екатерине II, что она женщина и готова на медицинское освидетельствование. Екатерина была в восторге, отменила все решения суда и отправила Маркину в почетную отставку с капитанского чина и пенсией.

Капитан Курточкин доживала свой век в станице Нагаевской почти без средств к существованию и под полным презрением строгих в нравах станичников.

В ТЕМУ

"Сашка-сорванец" оказался девушкой

Ася КАНДАУРОВА  ("КП" - Самара")

Случалось подобное и в дни Великой Отечественной.

Когда началась война, Александре Ращупкиной было 27 лет. К тому времени она, уже будучи замужем, одной из первых женщин в родном Узбекистане освоила трактор. Двое ее детей умерли в младенчестве, муж ушел на фронт. Александра тоже стала проситься в армию. Год она обивала пороги военкоматов и наконец решилась. Коротко постригла волосы, надела мужскую одежду и снова пошла пытать счастья. В то время царила неразбериха с документами, паспорта у "добровольца" не спросили и записали на фронт как мужчину.

"Александр Ращупкин" прошел курсы шоферов в Подмосковье, а потом, уже под Сталинградом, освоил танк. Здесь же Александра пережила первый авианалет: их школу шоферов разбомбили. Курсантка ползком добралась до укрытия. Кстати, даже тогда, под обстрелом, думала не о смертельной опасности, а о том, что новенькая форма порвалась…

Вообще Александра была не робкого десятка. В составе знаменитой 62-й армии Василия Чуйкова служила водителем-механиком Т-34 и рвалась на передовую. "Сашка-сорванец" - так прозвали ее однополчане. Они не подозревали, что под солдатской формой - девушка. Раздеваться на фронте приходилось нечасто, о ги-гиене тогда не слишком заботились. А мужские привычки Александра хорошо изучила еще до войны, оставалось только чуть снижать голос.

Раскрылась тайна в феврале 1945-го в Польше. Танк, в котором находилась Александра, был подбит. Ее ранило. На помощь подбежал механик из соседнего танка, стал перевязывать бедро… Он-то и распознал в Сашке девушку. Перевязал и передал санитарам.

Остаток войны Александра Митрофановна провела в госпитале, а потом встретилась с мужем, с которым они счастливо прожили 28 лет. Она умерла в Самаре в июне 2010-го - спустя месяц после 97-летия.