Гагарин - о своем полете в космос: Получился кордебалет: голова - ноги, голова - ноги...

"Комсомолка" изучила отчет космонавта, долго остававшийся засекреченным.

Космонавты должны были поддерживать хорошую физическую форму: без этого с перегрузками не справиться. Фото: семейный архив.

9 марта исполняется 80 лет со дня рождения Юрия Гагарина. Детали его полета долго держались в тайне: на многих документах стоял гриф "Сов. секретно. Особой важности. Хранить наравне с шифром". И лишь недавно эти материалы были рассекречены Архивом Президента РФ. Познакомим читателей с некоторыми из этих документов. 
 
Оператор спутника-разведчика
 
Какие цели преследовал запуск человека в космос? Понятное дело - поднять международный престиж, развить науку... Но записка зампреда Совмина Устинова, главного конструктора Королева и других в ЦК от 16 ноября 1960 года говорит об иных задачах. Первая фраза послания не оставляет сомнений: "В соответствии с постановлениями Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР ведется разработка спутника Земли - военного разведчика (объект "Восток")". Далее упоминается, что американцы тоже создают такие спутники (проект "Сэмос"). 
 
Удивляться тут нечему: запуск готовился в разгар холодной войны.
 
Задачи, поставленные перед гагаринским кораблем, тоже названы четко: "Создание спутника-разведчика с оператором на борту обеспечит такое количество развединформации, которое не может быть получено автоматическими средствами разведки, в том числе и средствами спутников типа "Сэмос". Для осуществления полета человека в космическое пространство создается специальный корабль-спутник (объект "Восток-3а")".
 
Именно на таком корабле и полетел в космос наш астронавт. Да-да, именно так, на американский манер, называли поначалу советские чиновники покорителей космоса.
 
15 тысяч рублей за неудачу
 
Конечно, Гагарину было известно, что не все запуски космических кораблей заканчиваются успешно. Две черные даты: 28 июля 1960 года запущенный корабль "Восток-1" взорвался через 15 секунд после старта, а 4 августа - через 23. Пришлось менять двигатели, которые разрушались от вибрации.
 
19 августа 1960 года был запущен корабль "Восток-1" с собаками Белкой и Стрелкой, успешно вернувшийся на Землю. Это давало надежду, что и Гагарин слетает успешно. Но риск оставался: недаром по постановлению ЦК и Совмина в случае гибели космонавтов их наследникам планировалось выплатить от 5 до 15 тысяч рублей. 
 
13 апреля 1961 года, на следующий день после триумфального полета, Гагарин сделал доклад на заседании Государственной комиссии. Он очень эмоционально рассказал о старте. Волнение началось, когда закрывали люк: "Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают вновь люк открывать. Смотрю, люк сняли. Понял: что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович (Королев. - Авт.) говорит: "Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально". Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка".
 
"Поднатужился и поднапрягся"
 
А вот что космонавт поведал о старте: "Ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом чувствовал, как по конструкции ракеты пошла мелкая дрожь (...) Я приготовился к катапультированию. Сижу, наблюдаю процесс подъема". 
 
Здесь важно понять, почему Гагарин готовился катапультироваться. Дело в том, что два "Востока", запущенные летом 1960 года, начинали разрушаться именно от вибрации на высоте 2 - 3 километра над поверхностью Земли. Тогда катапультироваться еще было можно. Но важно было не пропустить момент начала разрушения корабля и взрыва. И Гагарин терпеливо наблюдал, что само по себе было героическим поступком. 
 
После первой минуты полета катапультироваться было бесполезно: слишком высоко. "Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70-я секунда. В районе 70-й секунды меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска… Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5 g. При такой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся".
 
Посадка "Востока" тоже не была гладкой. Гагарин отмечал:
 
"Резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля у меня проходила во "взоре" сверху справа вниз и влево… Получился "кардибалет" (так в тексте. - Авт.): голова-ноги, голова-ноги, с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло все это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза".
 
Разделение корабля и спускаемого аппарата произошло на 10 минут позже запланированного срока. А потом началось испытание физической выносливости и характера: "Я чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям перегрузка была за 10 g (нетренированный человек при этом теряет сознание. - Авт.). Был такой момент, секунды 2 - 3, когда у меня начали расплываться показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло. Все стало как бы на свое место…"
 
КСТАТИ 
 
Не "Поехали!", а мат? 
 
Нередко приходится читать некие "откровения": вместо "Поехали!" Гагарин матерился. Мол, перегрузки были такие сильные, что он не выдержал и отпустил бранную тираду. Но советскому народу знать правду было не положено, вот и родилась легенда со словом "Поехали!". 
 
А что было на самом деле?
 
Во-первых, в первые секунды после старта никаких серьезных перегрузок не было. Во-вторых, я изучил расшифровку переговоров Гагарина с Землей, которую рассекретили в 2011 году и опубликовали в "Вестнике Архива Президента РФ". Вот фрагмент текста:
"Заря (Королев): Дается зажигание.
 
Кедр (Гагарин): Понял: дается зажигание.
 
Заря: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем!
 
Кедр: Поехали!.. Шум в кабине, плохо слышно. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое. Все нормально".
 
Конечно, при желании можно выдать за мат шум в кабине. Но повода для крепкого словца у космонавта не было.