Электронные компостеры пока приносят только убытки

Установленные за десять миллионов гривен валидаторы пассажиры ломают ногами и выводят из строя туалетной бумагой.

Почти два десятка валидаторов уже разломали, несмотря на их крепкую конструкцию. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

С началом весны появление в трамваях маршрутов 4, 12 и 16 "нарядов" из транспортной инспекции вызвало определенный ажиотаж - давненько пассажиров так настойчиво не проверяли. Однако "налеты" инспекторов, объявления на окнах салонов и через динамики носят сугубо информационный характер. Говорят: пока.

Контролер - друг пассажира, а хулиган - враг бюджета

Проверка талонов с 1 марта обусловлена тем, что с названных маршрутов убрали кондукторов. Теперь пассажиров на остановках "обилечивает" водитель, что на десять минут увеличило так называемый оборотный рейс (ранее стоять можно было не более 40 секунд), а талоны люди компостируют в валидаторах.

- Талоны можно приобрести и в семи киосках, расположенных в тупике трамвая № 4, на пл. Островского и ул. Инженерной, - сообщил первый заместитель начальника по перевозкам трамвайного депо Сергей Головин. - Со временем число киосков увеличим. Кондукторов катастрофически не хватает - некомплект 220 человек. Вот их и заменили валидаторы, на которые из бюджета города выделили десять миллионов гривен. А контролеры пока не штрафуют пассажиров - занимаются разъяснительной работой, помогают правильно вложить талон в валидатор.

По словам Головина, новшество пока приносит убытки. Только за первые два дня депо потеряло четыре тысячи гривен. Правда, водителям продажа билетов выгодна: они при минимальном плане 2570 гривен получают десять процентов от выручки. Ну а горожане и гости Днепропетровска запасаются талонами впрок. За 1-2 марта купили 11 тысяч штук, но сразу их все не использовали.

К слову, заплатить за проезд незакомпостированным талоном в трамваях других маршрутов нельзя, ибо контроль и учет ведется только на экспериментальных составах.

Крушат компостеры во вторых вагонах

Конечно, несколько странным выглядит решение проводить эксперимент на маршрутах № 4, 12 и 16, поскольку они курсируют по не самым благополучным с точки зрения криминогенной обстановки районам. Как результат, трамвайщикам досаждают вандалы.

- С декабря были выведены из строя 18 компостеров, несмотря на их вполне крепкие корпуса, - сетует Сергей Головин. - Валидаторы хулиганы сбивают ногами, в основном во вторых вагонах, где сохранность нельзя проконтролировать. Был также зафиксирован случай, когда в компостер воткнули туалетную бумагу, чем вывели его из строя.

Отметим, что появление валидаторов - результат перенимания опыта у коллег из Краснодара, Винницы и Донецка. Но, к сожалению, в двух последних городах от эксперимента не в восторге.

- В Виннице валидаторы убрали с двух маршрутов, в Донецке также мучаются, как и мы, - тяжело идет эксперимент, выручка снижается, - говорит Сергей Головин.

Скоро валидаторы появятся и в трамваях левобережных маршрутов № 6 и № 9. И сказать, как долго они продержатся, не может никто. Впрочем, там ходят составы с одним вагоном, что, безусловно, может "продлить жизнь" компостерам.

На маршрутах же № 4, 12 и 16 работают старые трамваи, которым чуть ли не по полвека. И второй вагон им нужен с точки зрения безопасности - с ним легче остановить состав или уехать после аварийной ситуации.

Что касается экономического эффекта, эксперимент приносит пока только убытки. Если ранее маршруты 12 и 16 приносили по 7 тысяч гривен в день, то теперь эта сумма снизилась до 6 тысяч.

Кстати, если вы заскочили во второй вагон, не купив билет в киоске, придется перебираться в первый вагон, чтобы купить талон у водителя-контролера.

Справка "КП"

Электронные компостеры, или валидаторы, харьковского производства в качестве эксперимента установили 10 декабря 2013 года в 17 вагонах трамваев маршрутов 4, 12 и 16. В каждом вагоне установлены по три валидатора.

При компостировании на талоне печатается дата проезда, время и номер маршрута. Стоимость одного валидатора - 6 тысяч гривен.