Евгений Чепурняк признался «Комсомолке», что мечтает сняться в кино
8 ноября Международный день КВН. А у театра «КВН ДГУ» в этом году двойной праздник - ему исполняется 20 лет. По этому случаю «Комсомолка» пригласила в гости знаменитого кавээнщика Украины, режиссера театра «КВН ДГУ» и ведущего «Днепровской лиги» Евгения Чепурняка, который только что приехал из Москвы со съемок нового цикла передач КВН-бенефис, посвященного командам, игравшим в 80-е годы.
«В детстве я был тихоней, а в юности - приколистом»
- Евгений, с чего все началось? Вы уже в детстве юморили или это пришло с летами?
- Для меня такое поведение было совершенно естественным. На переменках пародировал своих учителей и делал это так точно, что вокруг меня вечно собиралась хохочущая группа. Как ни странно, но ни разу я не был пойман за этим занятием, хотя спустя годы выяснилось, что часть учителей мои художества видела. Еще пытались соорудить в школе кукольный театр и даже что-то в нем показывали. А вообще я был достаточно тихий, все начало вылезать из меня в последующие годы.
- Каким образом?
- В моем первом институте - химтехе - был театр. Как-то, увидев объявление, я всех своих друзей спровоцировал записаться в него, и они пошли, а вот я - нет. Спустя время меня пригласили посмотреть на то, чем там занимаются. Пришел на репетицию, кажется, «Свадьбы в Малиновке». Мой друг Володя Кольцов играл роль Попандопулы, а я сидел в зале и вдруг говорю: «Да это же надо делать не так». Дама-режиссерша, посмотрев на меня, предложила: «Ну так иди и покажи». Я вышел и показал, и с того времени остался в театре на гораздо более долгий срок, чем мои друзья. Кстати, на премьере «Свадьбы в Малиновке» вышел курьез: мы забыли пистолет, и пришлось стрелять ножкой от стула. Но мы делали это так серьезно, что зрители решили, будто так и было задумано.
Аркадия Райкина не переплюнул даже «Комеди-клаб»
- По профессии работать не пришлось?
- Ни дня. После окончания вуза мне и Кольцову предложили должность конферансье в областной филармонии. Когда выбор, который ходит за нами, как за дилером киллер, встал напрямую, пришлось решать, чему посвятить жизнь: химии или сцене. Я его сделал без особых раздумий.
- У вас был эталон остроумца? Кого вообще считаете своим Учителем?
- Однозначно ректора Ярославского театрального института, в котором я учился, величайшего теоретика эстрады. 13 ноября ему исполняется 79 лет, обязательно поздравлю мастера. Что касается моего эталона, то я актер того поколения, которое еще застало Аркадия Райкина. Естественно, он и был моим кумиром. Вслед за ним Хазанов. Из авторов - это ранний Аркадий Хайт, Семен Альтов, очень люблю Игоря Губермана - тонкого, лаконичного и изящного.
- А как относитесь к нынешнему «Комеди-клаб» и прочим клубам?
- В зависимости от того, какого рода сценка. Вообще смотрю их фрагментарно, одним глазом. Но, как бы там ни было, это люди работающие, остроумные и мобильные. Да, порой выходит грубовато, часто шутки ниже пояса. Но это тот стиль, стандарт, который пришел с Запада. Раньше это называлось: «Утром газетка, вечером куплетик. Утром отрепетировали, вечером показали». Думаю, со временем все лишнее барахло отсеется.
Дома как на сцене
- Репутация шутника не мешает семье?
- К ней давно привыкли. Что касается амплуа шутника, то я не пишу тексты. Могу придумать шутку, ответить на нее, но не являюсь писателем. Мне нужен автор. В отличие от нынешних ребят, которые наполовину пишут сами, в чем им искренне завидую.
- На улицах часто узнают?
- Постоянно. Одни просто здороваются, другие просят пожать руку. А третьим очень хочется, чтобы с ними выпили. Чтоб они могли похвастаться, дескать, пил с самим Чепурняком. Если отказываешь (а приходится), очень обижаются, до ненависти и проклятий, заявляя в сердцах: «Ну и иди… в свой КВН». Но я не обижаюсь - таковы издержки профессии актера.
«Еще надеюсь сняться в кино»
- Евгений, какая ваша самая большая мечта?
- Может быть, сняться в кино. Не исключено, что она еще сбудется. Мешает моя чересчур экстравагантная внешность и засвеченность в эстраде. К тому же я из другой тусовки. Наконец, для того, чтобы попасть в кино, надо жить уж по крайней мере не в Днепропетровске. Но всё возможно в нашей жизни.
- А телевидение?
- Мы редко сейчас сталкиваемся с ним. Скорей всего, оно нас попросту забыло. Пришло другое время, другие лица, возникли иные заботы. Нас вытеснили криминальные сериалы. Сейчас передачи с нашими постановками чаще крутят за рубежом.
- Может быть, дело в цензуре? Не хочется резать, а надо?
- А как таковой ее и нет. Так, мелкая цензурка. Но она и должна быть. Есть вещи, которые идут на грани вкуса. Если человек со сцены, к примеру, ругается, то должны быть достаточно весомые внутренние причины образа, чтобы оправдать эту ругань. Сейчас поступают проще: если программа не нравится, ее попросту не ставят, вот и все.
Сейчас шутить труднее
- Вы недавно из Москвы. Как в России относятся к украинским кавээнщикам?
- Никак. Их туда практически не приглашают. В былые годы наши команды - из Одессы, Донецка, Днепра - были законодателями мод. Мы задавали обществу планку, определяя, что говорить, как думать. Гремели на всю страну, затрагивая очень глобальные темы. Сейчас КВН - просто развлекательная телевизионная передача с большой ротацией команд, среди которых крайне редко встретишь украинскую. Думаю, вызвано это тем, что страны у нас ментально разные - наших шуток в России уже не понимают, разные у нас подходы и отношения. Как ни крути, но Россия - это империя, Украина для нее окраина.
- Когда работалось сложнее?
- Всегда. Ведь я вечно всем недоволен. Но сейчас выбрать тему для шуток намного труднее, все лоскутно, фрагментарно и непонятно.
Из личного дела
Евгений ЧЕПУРНЯК
Родился в 1959 году в Днепропетровске. Закончил химико-технологический институт, затем Ярославский театральный. Работал конферансье областной филармонии. С 1977 года в КВН. С декабря 1988-го - актер-режиссер КВН ДГУ. Основные роли: Врач («Хозрасчет»,1988), Конферансье («По три, по пять»,1990), Лягушонок («Мабуть-шоу»,1990), Нищий («Песня о счастье»,1992), Сигизмунд Ферапонтович («Ненависть с первого взгляда»,1992), 1-й олим («Письма русскому другу»,1992), Эмманюэль (1993), Курносый («Мавзолей-шоу»,1995), Любавический Рэмбо («Воткнутость»,1996), Отец («Мать»,1997), Пушкин («Сходка»).
Из истории вопроса
Международный день КВН впервые был отмечен в 2001 году 8 ноября. Именно в этот день 40 лет назад, в 1961 году, в эфир вышла первая игра клуба веселых и находчивых. Идею праздника предложил президент международного клуба КВН Александр Масляков.