После полета Гагарина страна нуждалась в космической музыке. Людей завораживали звуки заграничных электроорганов, а своих не было. Первый советский инструмент собрали на житомирском заводе "Электроизмеритель". Его создателю Леониду Федорчуку нынче 75 лет, он живет в обычной однокомнатной квартирке, заставленной электроникой и полками с компакт-дисками.
Мечта инженера
- Леонид Иванович, с юбилеем детища! Как же все начиналось?
- В 1962 году я с дипломом КПИ и специальностью инженера-электронщика устроился работать на "Электроизмеритель", - вспоминает он. - Днем чертил схемы приборов, а по вечерам, когда все расходились по домам, корпел над электроорганом.
Впервые я услышал этот инструмент в студенческие годы - на подпольных пластинках, записанных на рентгеновских снимках, на "ребрах", как тогда говорили, и был потрясен его звучанием. Тогда же занозой во мне засела мечта создать инструмент, где бы принцип генерации звука был не электромеханический, а сугубо электронный.
Своего жилья в то время у молодого инженера не было. Жена Аэлита с маленькой дочкой Олей жила у своих родителей, и Леонид частенько оставался в лаборатории на ночь. Работал до изнеможения, а потом спал на здоровенном столе шефа. Благо Виталий Волошин, когда узнал, чем увлечен его подчиненный, посчитал идею перспективной и принялся "пробивать" музыкальное направление у вышестоящего начальства. А Федорчуку пока разрешил заниматься электроорганом "на общественных началах".
- И я вдохновенно им занимался, - продолжает Леонид Иванович. - 95 рублей оклада молодого специалиста вполне хватало, чтоб дожить до следующей зарплаты, а о богатстве и мыслей не было!
|
"Лабухи" разметали инструмент
И вот первый экземпляр был собран. Клавиатуру сделали из двух аккордеонных с вмонтированными в клавиши контактами. Это был прототип вполне работоспособный, хотя и не слишком изящный внешне. Детище назвали "Эстрадин". Никто в лаборатории играть не умел, в том числе и сам Федорчук. В качестве испытателя позвали руководителя заводской художественной самодеятельности Льва Вайнштейна. Он недоверчиво осмотрел "махину", взял аккорд и - даже заматерился от восторга!
"Эстрадин" довели до промышленных кондиций, и он пошел в серию. Затем появился электробаян, который стал очень популярным благодаря своему "космическому звучанию". Они до сих пор в чести, хоть и стали раритетами. А тогда свадебные и ресторанные "лабухи" просто разметали инструменты, едва они попадали в магазины. Появились подделки, которые местные "бизнесмены-подпольщики" клепали в гаражах и сараях по украденным схемам.
- В апреле 1966-го "Эстрадин" поехал в Звездный городок, чтобы участвовать в торжествах по случаю пятилетия полета Юрия Гагарина. Начальство почему-то решило, что мне туда ехать необязательно. И, представьте, орган звучать отказался. Меня в срочном порядке вызвали в Москву. Поломка оказалась незначительной, однако триумф был сорван.
Зато в 1975 году на международной выставке "Связь-75" в Москве инструмент произвел настоящий фурор. Люди не могли поверить, что электробаян может звучать как целый оркестр.
- После 1991 года жизнь моя покатилась к чертовой бабушке, - хмурит брови Леонид Иванович. - Нет, я не голодал и не просил милостыню - у меня был небольшой бизнес: торговал сигаретами и жевательной резинкой. Но я чувствовал себя выброшенным из жизни, потому что мои интеллект, знания, изобретения стали никому не нужны. Это чувство не прошло и по сей день.
- Признайтесь, хочется взять в руки паяльник, ощутить запах канифоли? - спрашиваю у моего героя.
- Представьте, нет. В моих услугах здесь не нуждаются, а искать себя где-то там в 75 лет поздновато. Но хочется дожить до того времени, когда в Украине вновь будут в чести ученые и конструкторы.