Бизнес-новости. Генеральный директор сети "Параллель" Елена Хилиенко: "Мне пришлось прыгать с парашютом, чтобы заслужить уважение мужского коллектива"

Когда Елена Хилиенко в 1997 году окончила Донецкий Национальный университет по специальности "Маркетинг", она, наверное, даже не мечтала, что когда-нибудь станет директором.

Но 11 марта 2011 года ее назначили руководителем одного из крупнейшего нефтетрейдера востока Украины – компании "Параллель".

Для Донбасса такое кадровое назначение нетипично, и к новому директору сети АЗС отнеслись с недоверием… которое очень быстро развеялось.

Три года руководства компанией показали: Елена Хилиенко один из лучших топ-менеджеров в регионе и в отрасли. За это время с 58 до 117 АЗС… увеличилось количество АЗС под брендом "Параллель", более чем на 33% вырос доход компании, постоянно улучшается качество топлива и обслуживания. Бренд "Параллель" -  в числе самых узнаваемых и любимых на Донбассе.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЗАНИМАТЬ ВЫСОКИЕ ПОСТЫ, ВАМ ПРИДЕТСЯ ВСЕ ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ

- Елена Владимировна, как Вам удалось стать топ-менеджером? Многие молодые специалисты сегодня не могут найти себя, реализовать свои знания на практике, не понимают, с чего начать…

- Важно сначала избрать профессию  по душе, затем получить в учебном заведении хорошие теоритические знания и потом пройти обучение практике на своем первом рабочем месте. То есть если твой приоритет – карьера, в начале своего трудового пути важно выбирать не самую "денежную", а самую перспективную работу, где ты сможешь применить полученные тобой теоретические знания, где рядом с тобой будут работать специалисты, готовые обучить тебя азам профессии – не по книгам, а на практике.

Так получилось, что выбор специальности сделал за меня… университет. Я поступала на "организацию и планирование материально-технического снабжения". И уже после моего поступления соответствующую кафедру переименовали в  кафедру маркегинга. Так я стала маркетологом.

А вот работу выбирала, уже ориентируясь на графу "специальность" в дипломе. Моя первая серьезная должность называлась "маркетолог", я была сотрудником в отделе маркетинга компании "Параллель". В начале 2000-х мы были маленькой компанией, в которой работало 70 человек. В нашу сеть входило пять АЗС...

Считаю, что первое рабочее место – это такая же парта в аудитории, только перенесенная в реальное производство товаров или услуг. Если хочешь делать карьеру, то должен быть готов с первых дней учиться на реальных делах, перенимать опыт старших коллег… Это должен понять каждый молодой специалист, который хочет самостоятельно сделать успешную карьеру. Знания и навыки, которые я получила, работая простым маркетологом на "Параллели", помогли мне стать сделать карьеру и со временем возглавить отдел маркетинга.

Если вы хотите занимать все более и более высокие посты, вам придется все время учиться. Когда наш генеральный директор перешел в другую компанию и мне предложили занять его место… После долгих раздумий я согласилась, но немедленно приняла решение повысить свою квалификацию менеджера и поступить на МВА.

- Сейчас сложно найти топ-менеджера, не получившего диплом Магистра делового администрирования…

- Да, так называемое бизнес-образование  – очень важно для управления современной компанией. Но это не только классический МВА, но и курсы бизнес-школ по более узким направлениям – маркетинг, HR, финансы, управление проектами, коммуникации… Топ-менеджер должен быть в курсе всех направлений деятельности компании.

Но не менее важным я считаю самообразование. Нужно все время быть в курсе всех основных событий в отрасли, в которой работает компания, всех новинок в менеджменте…

Кроме того, менеджер, даже линейный, не говоря уже о руководителе среднего и высшего звена, обязан хорошо разбираться в людях. Поэтому учебник по психологии должен стать настольной книгой каждого сотрудника, который мечтает о руководящей должности.

 

СУДЬБА ДОМОХОЗЯЙКИ – ЭТО НЕ МОЕ

- Вы – типичная "селф-мейд вумен", женщина, которая сама всего добилась. Какие личные качества помогли Вам в достижении успеха?

- Наверное, лучше я расскажу  о том, какие качества важны  для любого начинающего специалиста, который решил всего добиться сам.

Во-первых, это трудолюбие. Человек должен любить работать и не любить бездельничать. Но не трудоголизм, ни в коем случае. Потому что второе главное качество – самодисциплина и самоорганизация. Заваливать себя работой, что называется, без сна и отдыха, неэффективно. Нужно уметь правильно распределить свое время и свои внутренние ресурсы.

В-третьих, выбранная специальность должна быть по душе. Невозможно быть успешным в деле, делать которое тебе неинтересно. Если ходить на работу затем, чтобы просто "отбыть номер", мечты о своем головокружительном повышении по службе нужно раз навсегда выбросить из головы.

Для того, чтобы работа была в радость, надо с самого начала выбрать такую сферу деятельности, которая подходит по характеру, по складу ума. Это, казалось бы, очевидная вещь, которую я считаю еще одним важным (четвертым) качеством. Но об этом часто забывают и не берут их в расчет при выборе специальности.

И, наконец, еще одна, пятая, черта характера, которая помогает добиваться поставленной цели, это упрямство. Да-да, упрямство как объединение двух качеств: уверенности в себе и настойчивости. Для многих это спорное утверждение, я понимаю, но для меня это качество оказалось важным.

 

- Наверное, женщине  сложно сделать карьеру в такой  "неженской" отрасли, как нефтетрейдерство...

- В Украине карьеру в любой сфере деятельности женщине сделать сложнее, чем мужчине.

Вы знаете, не так давно, мне попались на глаза данные одного социологического опроса, согласно которому 80% работников украинских компаний сказали, что предприятие, в котором они работают, возглавляет мужчина.

Мы с вами живем в патриархальном мире. Скажу честно: нам, женщинам, нужно работать гораздо больше и гораздо лучше, чтобы достичь таких же успехов в работе, такого же карьерного роста, как мужчинам.

- Но может, быть есть какой-то секрет? Что Вы посоветуете девушкам, которые хотят стать директорами?

- Часто говорят о том, что  женщинам-руководителям, для того, чтобы  добиться успеха и стать топ-менеджером, нужно перенимать мужской образ мышления и поведения. Но я с этим не согласна.

Знаете, стилисты категорически запрещают женщинам носить деловые брючные костюмы, похожие на мужские. Потому что тогда сразу будет бросаться в глаза, какие мы маленькие и хрупкие по сравнению с мужчинами. Тогда мужчины, вполне обоснованно, смогут смотреть на нас сверху вниз. Так что не старайтесь всегда и во всем подражать мужчинам – это у вас не получится по определению. Пользуйтесь своими отличиями!

У женщин лучше развита интуиция, нам свойственна эмпатия, у нас лучше получается убеждать людей словом. Вот этими сильными сторонами нашего слабого пола и надо пользоваться.

Но нет правил без исключений - иногда приходится играть и на "чужом поле". Мне один раз пришлось прыгать с парашютом, чтобы заслужить уважение мужского коллектива! Зато потом на совещаниях меня более внимательно слушали и чаще соглашались.

- Как Вам удается  совмещать работу и семью?

- Я просто еще студенткой  поняла, что судьба домохозяйки  – это не мое. И мне никогда не пришлось жалеть о своем выборе. Хотя, конечно, руководить компанией и, одновременно, "хранить домашний очаг" и воспитывать ребенка, сложновато. В этом деле главное – чтобы дома тебя поддерживали и помогали близкие люди. Мне, видимо, с этим повезло.